ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО
Для многих, кому сейчас около 30, этот фильм действительно является культовым. Будущее, космос, пираты и прочие фантастические приключения случаются в нем с простыми советскими школьниками! Кто в детстве не мечтал о таком? После выхода фильма в каждой школе играли в космических пиратов, а девочки стриглись "под Алису". Да и сегодня несмотря на прошедшие годы, фильм по прежнему популярен и любим многими.
Интересные факты:
• За два года съемок юные актеры фильма подросли, иногда в кадре это довольно заметно. Например, самым первым был снят эпизод фильма, где Алиса и Юля в третьей серии выбираются из окна больницы во двор. Можно заметить, что при этом пижама на Наташе Гусевой велика ей по размеру, в то время как в палате явно была впору - эпизоды в палате снимались уже спустя год, когда девочка успела подрасти.
• Наталья Шанаева (Лена Домбазова) тоже пробовалась на роль Алисы. Всего на эту роль было не менее десятка претенденток.
• В сцене, где отец Алисы разговаривает с "ученым"-Крысом на его родном языке, в качестве имитации инопланетной речи используется запущенная задом наперед фраза- скороговорка "От топота копыт пыль по полю летит".
• Вертер, собираясь увольняться, говорит: "Напишу сегодня заявление Литваку". Это своеобразная "шутка для своих": в годы создания фильма Михаил Литвак был директором Первого Творческого Объединения киностудии имени Горького.
• Советская "Гостья из будущего" (1984) была снята на восемь лет раньше австралийского телесериала "Девочка из завтра" (1992) - фильма с довольно похожим содержанием о перемещении девочки Аланы из 3000 года в 1990 и о последующих приключениях, связанных, в частности, с утерей и поисками ценного технического прибора.
• В 2008 году по мотивам фильма был создан мультипликационный фильм "Гостья из будущего-2", в котором повзрослевшая Алиса возвращается в прошлое в 1987 год и сообщает Коле и его друзьям о том, что у них похитили будущее.
Трудные и забавные съемки
Сценарий к фильму "Гостья из будущего" совместно с режиссером Павлом Арсеновым написал великий фантаст Кир Булычев (псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко). За основу была взята одна из серии книг о приключениях девочки Алисы, а именно "Сто лет тому вперед". Однако, несмотря на культовость книг Булычева, советское начальство не особо верило в успех этого фильма, более того, чиновники утверждали, что такие сказки советским детям не нужны. Из-за этого проекту катастрофически урезали бюджет. Декорации "КосмоЗоо" и Москвы конца XXI века строились за такие деньги, за которые фантастику просто не снимают. А из животных во вселенском зоопарке представлены только крокодил-"интеллектуал" Сеня и говорящий козел Наполеон. На склисс (двуногих коров с планеты Паталипутра), которые были в изначальном сценарии, денег не было. Кстати, муляж крокодила немало позабавил съемочную группу. Когда пошел дождь, его положили в одном из помещений Ботанического сада, чтобы не промок. Публика его очень боялась и обходила стороной, а киношники говорили: "Он неопасный, мы ему огромную дозу снотворного вкатили."
Наполеона же Игорь Ясулович приманивал сигаретами "Тройка" - любил козлик пожевать табачный лист:
—С козлом этим весьма забавная история вышла, - вспоминает Игорь Николаевич. - Я волновался перед съемками с животным. Ведь нужно же как-то привыкнуть, азы дрессуры освоить, а все не до того было. А дрессировщик так как-то спокойно: "Не волнуйся, все в порядке. Подойдет время - узнаешь." И действительно, так оно и происходило: в эпизоде нужно было, чтобы он за мной бежал, и когда я спросил: "Ну вот уже, сейчас скажут "мотор!", что делать-то?" Он говорит: "Сигареты есть?", а я тогда курил. "Доставай тогда сигареты и... козлу дай. Помани его." И действительно, он как увидел сигарету, за мной побежал и бегал как на веревочке, как привязанный.
Не менее забавная история вышла с загадочным прибором, читающим мысли — миелофоном. Вокруг него вертится весь сюжет - его случайно забирает попавший в будущее школьник, за ним охотятся космические пираты, за ним в прошлое отправляется главная героиня - Алиса. Вот только как должен выглядеть футуристический прибор в фильме, никто не знал. В книге упоминается только, что у него есть провода и наушники, а сделан он "на основе естественным образом кристаллизированной плазмы с астероида Власта".
- С этим миелофоном мы долго ломали голову, - говорит художник-постановщик фильма Ольга Кравченя. - Плохо себе представляли, как же он должен выглядеть, а Булычев никаких разъяснений дать не мог, поскольку и сам этого не знал... И вдруг кто-то из съемочной группы рассказал, что видел в магазине сувениров такую стекляшку в коробочке, которая очень нам подойдет. Мы сразу отправились туда, посмотрели и поняли - вот он, миелофон. А на самом деле это был обычный уральский сувенир, полупрозрачный, необработанный кварц. Размером он был с небольшой фотоаппарат. Единственное изменение, которое мы внесли в его внешний вид, так это приклеили лямку, чтобы его было удобнее носить. Куда он делся после фильма, честно говоря, не знаю...
Девочка с космическими глазами
На главную роль в своем фильме режиссер Павел Арсенов искал девочку с "огромными космическими глазами". Наташа Гусева приглянулась ему сразу. Сама же Наталья, любившая фантастику с детства и прочитавшая "Сто лет тому вперед" задолго до этого, с легкостью согласилась.
- Я ничего не изображала, была сама собой, и никаких актерских сложностей на площадке не испытывала. Просто жила своей жизнью, - рассказывала Наташа.
Слава Гусевой после съемок была фантастической. Почту от поклонников почтальоны привозили на специальной тележке. В стране зародилась "алисомания". А вот сама Наташа из-за этого сильно страдала. Она постоянно ходила с низко опущенной головой, чем испортила себе осанку.
В 90-м году Гусевой предложили сыграть главную роль в фильме "Авария - дочь мента". Но из-за наличия там сцены изнасилования Наташа отказалась. Негоже марать светлый образ Алисы! Так актерская карьера Гусевой сошла на нет. После школы она поступила в Институт тонкой химической технологии им. Ломоносова на отделение биотехнологии. В1993 году вышла замуж за Дениса Мурашкевича, который десять лет добивался ее расположения. Сейчас Наталья работает вирусологом, в кино возвращаться не собирается.
Колю Герасимова сыграл москвич Алексей Фомкин. После "Гостьи из будущего" Алеша снялся в нескольких выпусках "Ералаша". Потом его жизнь покатилась под откос. После окончания школы работал грузчиком, сильно пил. Женился и уехал в деревню, где в 1996 году угорел в бане.
После роли Вертера (биоробота устаревшей модели) Евгений Герасимов много снимался, а вскоре и сам стал режиссером. За романтическую драму "Поездка в Висбаден" по мотивам романа Тургенева "Вешние воды" получил знак отличия из рук Папы Римского. В середине девяностых вел передачи "Кинескоп", "Парад звезд". Занялся политикой. С 2002 года — депутат Мосгордумы, член партии "Единая Россия".
Юля Грибова - лучшая Алисина подруга в XX веке. В начале 1988 года Марианна Ионесян, сыгравшая Юлю Грибову, еще раз появилась на экранах в передаче "Что? Где? Когда?" в юношеской команде знатоков. После школы поступила в МГУ на факультет философии, по окончании которого эмигрировала в США. В 1997 году в Техасском университете получила диплом магистра по управлению бизнесом. Сейчас Марианна носит фамилию Грей, живет в провинциальной Вирджинии, где работает бизнес-консультантом.
Подготовила Мария Хохленко, газета "Мрия"