IPB

Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )


> История одной картины, выкладываем сюда)
Ирэна
сообщение 17.09.2012 - 17:49
Сообщение #1


Старейшина
**********

Текущее настроение:

Вст. ник | Цитата

Группа: Дух форума
Сообщений: 10588
Регистрация: 19.01.2011
Пользователь №: 43481

Награды: 34
Подарки: 311

Пол: Ж


Репутация:   2230  


Василий Иванович Суриков. "Боярыня Морозова".
1884-1887 годы. Холст, масло. 304 x 587,5 см. Государственная Третьяковская галерея.

Василий Иванович Суриков — великий русский исторический живописец, но сказать про него только это недостаточно: в искусстве Сурикова воплотился национальный гений. Значение его творчества осознается не сразу, а лишь с течением жизни, когда человек приобретет опыт, знания, разовьет разум, воспитает в себе душевную мудрость. Постижение искусства Сурикова столь же радостно и сложно, как постижение поэзии Пушкина.
Среди картин мастера «Боярыня Морозова» занимает едва ли не главное место. Она была показана впервые на выставке 1887 года в Петербурге, когда Суриков стал уже известным художником, автором «Утра стрелецкой казни» и «Меншикова в Березове». Тем не менее новое произведение вызвало весьма различные отклики. Только три человека оценили картину положительно: писатели В. Короленко, В. Гаршин и художественный критик В. Стасов.
Всеобщее признание пришло к ней, как почти ко всякому шедевру, значительно позднее.
Когда хотят понять художественное произведение, решают три вопроса. Во-первых, определяют, что хотел сказать автор картиной. Во-вторых, как он высказал свою мысль изобразительно. Третий вопрос: что же получилось? В чем смысл и значение произведения? Постараемся определить задачу Сурикова в картине «Боярыня Морозова». Посмотрим, каков сюжет картины?
Обратимся сначала к русской истории трехсотлетней давности. Царь Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, которая предписывала некоторые изменения, в том числе и в церковных обрядах. Например, если раньше люди крестились двумя перстами, то теперь нужно было креститься тремя. Подобные нововведения вызвали недовольство в народе, перешедшее в противоборство церковной реформе, нередко доходившее до фанатизма. Произошел раскол. Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками. Вскоре их начали жестоко преследовать — отправляли в ссылку, бросали в земляные ямы или подвалы с крысами, сжигали живьем. Но раскольники не сдавались, среди них были люди всех слоев населения — от крестьян, нищих и ремесленников до купцов, бояр и князей. Некоторые пользовались широкой известностью и большим влиянием в народе. Именно такой раскольницей стала боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы.
К тому времени, когда художник писал картину, церковная реформа, так остро воспринятая народом в XVII веке, уже никого не волновала, в том числе и самого художника. Почему же Суриков избрал подобный сюжет? В русской действительности можно найти много примеров, когда люди жертвовали собою ради идеи, что было важнейшей национальной чертой народа. История Морозовой давала возможность выразить и прославить эту черту, тем и привлекла мастера ее трагедия, а вовсе не сутью раскольничьей деятельности боярыни.
Таким образом, главной задачей Суриков считал воплощение идеи самопожертвования ради убеждений. Он окружил Морозову различными людьми — взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами, боярами и нищими, странниками и монахинями, купцами и ремесленниками, попами и стрельцами,— чтобы показать, как народ относится к подвигу Морозовой. Вторая задача стала не менее грандиозной, чем первая. Соединение двух задач рождало третью — воплотить образ русского народа в трагический, напряженный момент жизни.
То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету "от сотворения мира"). Боярыня уже три дня сидела под стражей "в людских хоромах в подклете" своего московского дома. Теперь ей "возложили чепь на выю", посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и, "ясно изобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше". Именно эту сцену "Повести о боярыне Морозовой" выбрал живописец.
На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам - к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было: мы знаем, что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет. Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники, и нищие, и юродивые. Мы знаем, что люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к "простецам": "Приимала еси в дом... юродивых и прочих таковых... их учения держася". Но был еще один человек, к которому в тот ноябрьский день простирала два перста Морозова, для которого она бряцала цепями. Этот человек - царь Алексей Михайлович. Для царя она была камнем преткновения: ведь речь шла не о рядовой ослушнице, а о Морозовой - это имя громко звучало в XVII веке!
Кроме эскизов, Суриков исполнил десятки этюдов маслом, акварелью и карандашом. В его работе над картиной наиболее ярко выразился натурный метод.
Художник для каждого персонажа искал реальный прототип в жизни, конкретных людей, писал с них этюды и уже по ним изображал фигуру в картине. Иногда быстро находил нужную натуру, чаще на поиски уходило много времени. Он изучал натуру на московских улицах, кладбищах, в церквах и кабаках, но чтобы искать, нужно четко представлять, что тебе нужно.
Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова:

"Все с натуры писал: и сани, и дровни. Мы на Долгоруковской жили. (Тогда ее еще Новой Слободой звали). У Подвисков в доме Збук.

Там в переулке всегда были глубокие сугробы, и ухабы, и розвальней много. Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно.

Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило, а потом начнешь колею писать.

И чувствуешь здесь всю бедность красок.

И переулки все искал, смотрел; и крыши где высокие. А церковь-то в глубине картины - это Николы, что на Долгоруковской. (А церковь-то ~ это Николы, что на Долгоруковской. - Церковь Николы на Долгоруковской (ныне Новослободской) улице (1703). Ныне не существует.)

Самую картину я начал в 1885 году писать; в Мытищах жил - последняя избушка с краю. И тут я штрихи ловил."

Редко бывало, чтобы этюд переносился в холст без изменений, потому что найти в жизни точно такого человека, которого Суриков видел внутренним взором, невозможно. Обычно художник, основываясь на этюде, изменял его в других подготовительных рисунках, иногда по многу раз.
Сохранившийся материал показывает, какой гигантский путь прошел Суриков, прежде чем написал картину.
Образ боярыни дался Сурикову не сразу: «...я на картине сперва толпу нарисовал, а ее после"... Суриков долго не находил нужную натуру, хотя исполнил несколько этюдов — отдельные головы и сидящие в санях фигуры. Одежда, поза, жест, положение фигуры в санях — все было определено в предварительных работах, не хватало только лица.
"... И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось». И этому веришь. Уж слишком ярки и выразительны оказались образы в толпе, и они оттесняли лицо Морозовой.
Конечно, можно было пойти по другому пути — несколько притушить напряженную и цветовую активность толпы и тем самым прибавить силы образу боярыни. Но то был выход не для Сурикова. После долгих поисков он наконец увидел лицо одной уральской старообрядки, приехавшей в Москву:
«Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину — она всех победила».
Что значит — победила? Это значит, что сила и значительность образа Морозовой стала выше силы и значительности образов толпы. Могли среди провожающих встретиться люди с таким же накалом духовной стойкости? Безусловно, могли. А почему же художник не показал их в толпе? Надо полагать, по двум причинам.
Во-первых, исходя из психологической правды: у пассивного наблюдателя эта стойкость не может проявиться с такой силой, как у человека, которому пришло время решать вопрос жизни и смерти.
Во-вторых, если бы художник изобразил в толпе людей, близких по накалу главному образу, то это была бы уже картина не о трагедии Морозовой, а о чем-то другом.


Боярыня Морозова.
Этюд. 1886 год. Холст, масло.


Боярыня Морозова.
Этюд. 1886 год. Холст, масло.


--------------------
Подарки: (Всего подарков: 311 )
Подарок
Подарил(а): S-top
Подарок
Подарил(а): Ахинея
Подарок
Подарил(а): Sterva-chka




Go to the top of the pageGo to the end of the page
 
+Quote Post
 
Start new topic
Ответов
Ирэна
сообщение 21.09.2012 - 18:03
Сообщение #2


Старейшина
**********

Текущее настроение:

Вст. ник | Цитата

Группа: Дух форума
Сообщений: 10588
Регистрация: 19.01.2011
Пользователь №: 43481

Награды: 34
Подарки: 311

Пол: Ж


Репутация:   2230  

В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет оживет и поражает людей шедевр шедевров - фреска "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи.
Для своей фрески на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие да Винчи выбрал тот момент, когда Христос говорит своим ученикам: "Воистину говорю вам - один из вас предаст меня". Эти слова предваряют кульминацию чувств, высшую точку накала человеческих отношений, трагедию."Один из вас предаст меня..." - и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось каждого из апостолов. После этих слов на их лицах выразились самые различные чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены. Готовый к самопожертвованию склонился к Христу юный Филипп, в трагическом недоумении развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя схватившийся за нож Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми серебрениками... Впервые в живописи сложнейшая гамма чувств нашла такое глубокое и тонкое отражение. Все в этой фреске выполнено с удивительной правдой и тщательностью, даже складки на скатерти, покрывающей стол, выглядят настоящими.
У Леонардо так же, как и у Джотто, все фигуры композиции расположены на одной линии - лицом к зрителю. Христос изображен без ореола, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах. Игрой лиц и движением выражают они свое душевное беспокойство.
"Тайная вечеря" - одно из великих творений Леонардо, судьба которого оказалась очень трагичной. Любой, кто видел эту фреску уже в наши дни, испытывает чувство непередаваемой скорби от вида тех страшных утрат, которые нанесли шедевру неумолимое время и варварство людское. А между тем сколько времени, сколько вдохновенного труда и самой пламенной любви вложил Леонардо да Винчи в создание своего произведения!
Рассказывают, что часто можно было видеть, как он, внезапно бросив все дела, бежал среди дня в самую сильную жару в церковь Святой Марии, чтобы провести одну-единственную черту или поправить контур в "Тайной вечере". Он был так увлечен своей работой, что писал беспрестанно, сидел над ней с утра до вечера, забыв о пище и питье. Леонардо тщательно выбирал модели для образов апостолов. Леонардо да Винчи придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет.
Он ежедневно отправлялся в те кварталы Милана, где обитали низшие слои общества и даже преступные люди. Там он искал модель для лица Иуды, которого считал величайшим негодяем на свете.
Действительно, в то время Леонардо да Винчи можно было встретить в самых различных частях города. В трактирах он усаживался за стол вместе с бедняками и рассказывал им разные истории - то веселые, то грустные и печальные, а иногда и страшные. И внимательно присматривался к лицам слушателей, когда те смеялись или плакали. Заметив какое-нибудь интересное выражение на их лицах, он тут же быстро зарисовывал его. Существуют свидетельства того, что однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.


Казалось бы, что "Тайная вечеря" должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе. Виной тому отчасти сам великий да Винчи. Создавая фреску, Леонардо применил новый (им самим изобретенный) способ грунтовки стены и новый состав красок. Это позволяло ему работать медленно, с остановками, внося частые изменения в уже написанные части произведения. Результат сначала оказался прекрасным, но уже через несколько лет на росписи появились следы начинающегося разрушения: проступили пятна сырости, небольшими листиками стал отставать красочный слой.
В 1500 году, через три года после написания "Тайной вечери", вода залила трапезную, коснувшись и фрески. Через 10 лет ужасная чума постигла Милан, и монашествующая братия забыла о том, какое сокровище хранится в их обители. Спасаясь от смертельной опасности, они (может быть, и против собственной воли) не могли надлежащим образом позаботиться о фреске. К 1566 году она была уже в весьма жалком состоянии. Монахи прорубили посреди картины дверь, которая нужна была для сообщения трапезной с кухней. Эта дверь уничтожила ноги у Христа и у некоторых апостолов, а потом картину обезобразили огромным государственным гербом, который прикрепили над самой головой Иисуса Христа.
В дальнейшем австрийские и французские солдаты как будто соперничали между собой в вандализме по уничтожению этого сокровища. В конце XVIII века трапезная монастыря была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли фрески густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичи в головы апостолов.
Но даже и в полуразрушенном состоянии "Тайная вечеря" производит неизгладимое впечатление. Французский король Франциск I, захвативший Милан в XVI веке, был в восторге от "Тайной вечери" и пожелал перевезти ее в Париж. Он предлагал большие деньги тому, кто найдет способ переправить эти фрески во Францию. И только потому оставил этот проект, что инженеры отступились перед трудностью данного предприятия.



--------------------
Подарки: (Всего подарков: 311 )
Подарок
Подарил(а): S-top
Подарок
Подарил(а): Ахинея
Подарок
Подарил(а): Sterva-chka




Go to the top of the pageGo to the end of the page
 
+Quote Post

Сообщений в этой теме
- Ирэна   История одной картины   17.09.2012 - 17:49
- - Ирэна   Эдвард Мунк «Крик» Картина «Крик» самая известн...   18.09.2012 - 13:32
- - Ирэна   В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кр...   21.09.2012 - 18:03
- - Сартиэль   Письмо запорожцев турецкому султану Картину эту з...   22.09.2012 - 3:40
- - Ирэна   И. Репин - Иван Грозный и сын его Иван Картина И...   25.09.2012 - 16:23
- - Ирэна   Картина Клода Моне «Водяные лилии», созданная им в...   30.09.2012 - 18:28
- - Ирэна   Альбрехт Дюрер «Меланхолия» «Бодрствуй, иначе впад...   2.10.2012 - 8:26
- - Autumn   Карл Брюллов «Последний день Помпеи» Можно бе...   2.10.2012 - 8:56
- - Autumn   Константин Дмитриевич Флавицкий Княжна Тараканова...   4.10.2012 - 8:36
- - Сартиэль   В 1882 г. была написана картина в виде чёрного пря...   9.10.2012 - 2:15
- - Autumn   Одной из самых заметных в числе «проклятых» являет...   9.10.2012 - 13:11
- - Ирэна   мдаа, если бы речь шла про оригинал картины, то мо...   9.10.2012 - 15:23
- - Ирэна   Работники университета Джонса Хопкинса обнаружили ...   16.10.2012 - 10:39
- - Autumn   Проклятая картина Билла Стоунхэма Эту картину нар...   23.10.2012 - 9:50
- - Autumn   Диего Веласкес, «Венера перед зеркалом» В 1478 го...   26.10.2012 - 10:52
- - Кикиморка   Поклонение волхвов Питера Брейгеля 1564. Националь...   31.10.2012 - 15:03
- - Кикиморка   Цитата(Эльвира владычица тьмы @ 22.09.2012 ...   31.10.2012 - 15:32
- - Autumn   Лоуренс Альма-Тадема - «Наводнение у Бейсбосх в 14...   13.11.2012 - 13:07
- - осинка   Эта картина скромно висит без рамы в одном из мага...   7.01.2013 - 3:49
- - осинка   У одного из самых ярких и неординарных гениев русс...   8.01.2013 - 2:05
- - Ирэна   мне и самой всегда хочется отвести взгляд от этой...   8.01.2013 - 2:21
- - осинка   12 интересных фактов о «Девочке с персиками» Ин...   20.08.2014 - 17:41
- - Лизавета   Спасибо, Осинка. Я знала, кто изображен на картине...   20.08.2014 - 23:19
- - Айя-Софи   Картину 13-летнего россиянина выставят в галерее Л...   8.02.2022 - 7:16
- - Вик   Цитата(Айя-Софи @ 8.02.2022 - 14...   8.02.2022 - 7:22
|- - Айя-Софи   Цитата(Вик @ 8.02.2022 - 7:22) Дай с...   8.02.2022 - 7:24
- - Вик   Смотри, Софи   8.02.2022 - 7:32
|- - Наташа   Цитата(Вик @ 8.02.2022 - 7:32) Смотр...   11.02.2022 - 7:19
|- - Геннадий.   Цитата(Наташа @ 11.02.2022 - 7:19) В...   11.02.2022 - 15:03
- - Айя-Софи   Вик Круто! ... Спасибо, Вик.   8.02.2022 - 7:37
- - Геннадий.   И что ?   9.02.2022 - 15:14
|- - Вик   Цитата(Геннадий. @ 9.02.2022 - 22:14...   9.02.2022 - 15:22
||- - Геннадий.   Цитата(Вик @ 9.02.2022 - 15:22) Не з...   10.02.2022 - 10:28
||- - Маугли   Цитата(Геннадий. @ 10.02.2022 - 10:2...   10.02.2022 - 10:54
|||- - Вик   Цитата(Маугли @ 10.02.2022 - 17:54) ...   10.02.2022 - 11:03
|||- - Геннадий.   Цитата(Маугли @ 10.02.2022 - 10:54) ...   10.02.2022 - 11:25
|||- - Маугли   Цитата(Геннадий. @ 10.02.2022 - 11:2...   11.02.2022 - 5:02
|||- - Геннадий.   Цитата(Маугли @ 11.02.2022 - 5:02) Г...   11.02.2022 - 15:12
||- - Айя-Софи   Цитата(Геннадий. @ 10.02.2022 - 10:2...   10.02.2022 - 16:34
||- - Апостол Иуда   Цитата(Геннадий. @ 10.02.2022 - 9:28...   11.02.2022 - 16:34
|- - Айя-Софи   Цитата(Геннадий. @ 9.02.2022 - 15:14...   9.02.2022 - 15:28
- - comandor   RE: История одной картины   9.02.2022 - 22:28
- - comandor   В картине, по большому счету, ценят не схожесть, ...   10.02.2022 - 16:47
|- - Айя-Софи   Цитата(comandor @ 10.02.2022 - 16:47...   10.02.2022 - 16:49
|- - comandor   Цитата(Айя-Софи @ 10.02.2022 - 16...   10.02.2022 - 16:58
- - Айя-Софи   Люди, ну чего вы хотите, мальчонке толтко 13 лет ...   11.02.2022 - 5:22
|- - Маугли   Цитата(Айя-Софи @ 11.02.2022 - 5...   11.02.2022 - 5:23
|- - Айя-Софи   Цитата(Маугли @ 11.02.2022 - 5:23) Н...   11.02.2022 - 5:24
|- - Маугли   Цитата(Айя-Софи @ 11.02.2022 - 5...   11.02.2022 - 5:29
|- - Айя-Софи   Цитата(Маугли @ 11.02.2022 - 5:29) У...   11.02.2022 - 5:41
|- - Маугли   Цитата(Айя-Софи @ 11.02.2022 - 5...   11.02.2022 - 7:17
- - Вик   У меня наверное зрение портится - вижу в портрете ...   11.02.2022 - 7:05
- - Агата   Портрет хорошо. Автор- молодец. Но с Гагариным я с...   11.02.2022 - 7:19
|- - Айя-Софи   Цитата(Агата @ 11.02.2022 - 7:19) По...   11.02.2022 - 15:16
|- - Айя-Софи   Цитата(Агата @ 11.02.2022 - 7:19) По...   11.02.2022 - 15:22
- - Вик   Цитата(Наташа @ 11.02.2022 - 14:19) ...   11.02.2022 - 7:33
- - Вик   Цитата(Геннадий. @ 11.02.2022 - 22:0...   11.02.2022 - 15:16
|- - Геннадий.   Цитата(Вик @ 11.02.2022 - 15:16) Что...   11.02.2022 - 16:26
- - Вик   Цитата(Айя-Софи @ 11.02.2022 - 22...   11.02.2022 - 15:25
- - Геннадий.   Цитата(Вик @ 11.02.2022 - 15:25) Соф...   11.02.2022 - 18:02
|- - Апостол Иуда   Цитата(Геннадий. @ 11.02.2022 - 17:0...   11.02.2022 - 19:09
|- - Айя-Софи   Цитата(Апостол Иуда @ 11.02.2022 - 19...   12.02.2022 - 7:15
|- - Геннадий.   Цитата(Апостол Иуда @ 11.02.2022 - 19...   12.02.2022 - 7:21
- - Вик   Цитата(Айя-Софи @ 12.02.2022 - 14...   12.02.2022 - 7:28
- - Айя-Софи   Ночное кафе или Тайная вечеря? Что нарисовал Ван Г...   20.02.2022 - 5:31
- - Вик   Цитата(Айя-Софи @ 20.02.2022 - 12...   20.02.2022 - 5:39
|- - Айя-Софи   Цитата(Вик @ 20.02.2022 - 5:39) А мн...   20.02.2022 - 5:46
- - Вик   Цитата(Айя-Софи @ 20.02.2022 - 12...   20.02.2022 - 5:54
|- - Айя-Софи   Цитата(Вик @ 20.02.2022 - 5:54) Ну и...   20.02.2022 - 6:02
- - Вик   Цитата(Айя-Софи @ 20.02.2022 - 13...   20.02.2022 - 6:12
|- - Айя-Софи   Цитата(Вик @ 20.02.2022 - 6:12) Да...   20.02.2022 - 6:17
- - Геннадий.   Реально здесь видно спокойный вечер одного из горо...   20.02.2022 - 7:12
|- - Айя-Софи   Цитата(Геннадий. @ 20.02.2022 - 7:12...   20.02.2022 - 7:28
- - Вик   Айя-Софи Так я всеж не понимаю - какую мысль сво...   20.02.2022 - 7:45
|- - Айя-Софи   Цитата(Вик @ 20.02.2022 - 7:45) Айя-...   20.02.2022 - 7:49
- - Наташа   Цитата(Вик @ 20.02.2022 - 7:45) Так ...   20.02.2022 - 7:51
- - Вик   Цитата(Айя-Софи @ 20.02.2022 - 14...   20.02.2022 - 7:51
|- - Айя-Софи   Цитата(Вик @ 20.02.2022 - 7:51) Вот ...   20.02.2022 - 7:53
- - Геннадий.   Искусство должно быть понятным и конкретным,каким ...   20.02.2022 - 8:20
|- - Айя-Софи   Цитата(Геннадий. @ 20.02.2022 - 8:20...   20.02.2022 - 17:20
|- - Лола Лоу   Цитата(Айя-Софи @ 20.02.2022 - 16...   20.02.2022 - 18:24
||- - Хева   Цитата(Лола Лоу @ 20.02.2022 - 18:24...   20.02.2022 - 20:32
||- - Айя-Софи   Цитата(Лола Лоу @ 20.02.2022 - 18:24...   21.02.2022 - 5:43
||- - Лола Лоу   Цитата(Айя-Софи @ 21.02.2022 - 4...   21.02.2022 - 10:04
||- - Айя-Софи   Цитата(Лола Лоу @ 21.02.2022 - 10:04...   21.02.2022 - 11:00
||- - Лола Лоу   Цитата(Айя-Софи @ 21.02.2022 - 10...   21.02.2022 - 11:03
||- - Айя-Софи   Цитата(Лола Лоу @ 21.02.2022 - 11:03...   21.02.2022 - 11:06
||- - Лола Лоу   Цитата(Айя-Софи @ 21.02.2022 - 10...   21.02.2022 - 11:19
||- - Айя-Софи   Цитата(Лола Лоу @ 21.02.2022 - 11:17...   21.02.2022 - 11:20
|- - Геннадий.   Цитата(Айя-Софи @ 20.02.2022 - 17...   21.02.2022 - 9:14
|- - Айя-Софи   Цитата(Геннадий. @ 21.02.2022 - 9:14...   21.02.2022 - 11:05
- - Хева   К примеру. Как вы это понимаете?   20.02.2022 - 21:12
|- - Геннадий.   Цитата(Хева @ 20.02.2022 - 21:12) К...   21.02.2022 - 9:20
|- - Хева   Цитата(Геннадий. @ 21.02.2022 - 9:20...   21.02.2022 - 10:38
- - Айя-Софи   Хева В гугле: Голландский живописец. Жанровая ж...   21.02.2022 - 5:50
- - ЧФК   Цитата(Хева @ 21.02.2022 - 10:38) ры...   21.02.2022 - 10:49
|- - Хева   Цитата(ЧФК @ 21.02.2022 - 10:49) как...   21.02.2022 - 10:52
- - Агата   Иносказание. Помню, в Эрмитаже смотрели голандцев...   21.02.2022 - 10:56
- - Хева   к примеру этот натюрморт давайте порассуждаем.   21.02.2022 - 11:05
- - Айя-Софи   Лола, для приличия хоть выучи, прежде сем спорить....   21.02.2022 - 11:16
2 страниц V   1 2 >


Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 




> Статистика
Board Stats

Подарок форуму

10 евро

100 евро

10000 евро

1000000eur

  


Текстовая версия Сейчас: 16.06.2025 - 5:51