![]() |
Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )
![]() |
![]() Сообщение
#1
|
|
![]() Старейшина ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Текущее настроение: ![]() Вст. ник | Цитата Группа: Боги Сообщений: 67274 Регистрация: 15.05.2015 Пользователь №: 85275 Награды: 149 Подарки: 959 Пол: Ж Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Начало искусства лоскутного шитья очень сложно проследить в истории. Путь пэчворка хорошо заметен со средних веков. Ведь ткань не долговечна. Примеры из Европы, Индии, Дальнего Востока можно увидеть в музеях. Но стежка также практиковались в Персии, Туркестане, Африке. Но о том, что это искусство существовало уже в IX веке до нашей эры, свидетельствует экспонат, хранящийся в BOULAK-MUSEUM в Каире. Это лоскутное одеяло выполненное в технике аппликации египетскими женщинами. Сохранились так же мозаичные лоскутные работы, изготовленные в Индии в VI — VII вв н.э. Увлекательное рукоделие, шитье из лоскутов, всегда практиковалось и на территории Киевской Руси. Однако особую популярность оно приобрело во второй половине XIX века. Во многих городах в это время наладился выпуск замечательных тканей: узорных ситцев, ярких сатинов, бязей, миткалей и т.д., весьма доступных рядовым покупателям. Купцы торговали материей даже в самых отдаленных северных уголках. Да и крестьяне все чаще отправлялись в город за покупкой отреза для желанной обновы. Ценился каждый кусочек от раскроенных тканей. Отсюда и «дерюжки» и «ляпачихи». • Длинные ленты из обрезков вставляли в челнок и ткали полосатые напольные дорожки, называемые в народе «дерюжки». • Живописностью славились «ляпачихи» - покрывала с густым, мохнатым ворсом из обрезков тканей, заправленных в основу. Как отдельный вид изысканных произведений, была очень развита стежка. В Историческом музее (Москва) хранятся великолепные стеганые атласные одеяла и юбки второй половины 18 века. Первые стежки были использованы в средневековых покрывалах, которые часто становились семейными реликвиями. Стегание применялось в производстве одежды: для декора и утепления. Она также используется для защитной одежды, такие как телогрейки под броню, чтобы сделать ее более удобной. Бедные воины не могли позволить себе позволить себе металлическую броню, потому стежкой особо уплотняли защиту. Наибольшая популярность этого искусства в Европе начинается с 17 века. В моде шелковые стеганые штаны и дублеты, которые носили богатые придворные. А так же юбки, жакеты и жилеты. Как правило это было мужским ремеслом. И не только в Англии, но и в Африке. Первые европейские поселенцы привезли с собой в Америку свое мастерство. Оригинальные американские работы в технике пэчворка появляются в XVIII веке. Сохраненные работы, являются документальным свидетельством истории Америки и изобретательности поселенцев. Если на родине ирландцы набивали стеганые одеяла грубой овечьей шерстью, то в Америке для этой цели стали использовать бумагу, листья кукурузы и все то, что могло придать изделию объем. Во время Гражданской войны между Севером и Югом женщины из южных штатов шили пледы и подушки из лоскутков для своих мужчин-воинов. Скарлетт из «Унесенных ветром», была увлечена подборкой заплаток из разных тканей. Этим рукоделием заставляла заниматься нужда. Трудолюбие женщин превращала старые вещи в неповторимые работы, которые путешествовали с ними по всему миру, согревая в повозках и палатках, украшая не слишком богатые дома. Постоянно совершенствуя этот вид рукоделия, женщины утверждались не только в умении шить, но и в способности к художественному творчеству. В этот период зарождается символика пэчворка: так, например, свадебное покрывало с мотивом перекрещивающихся обручальных колец, рисунок с тюльпанами, скопированный с декора керамических изделий, чайный лист, напоминающий об Англии, бревенчатый домик и т. д. Уже в XIX веке это искусство достигает здесь своего расцвета и стало частью американской культуры. Лоскутные одеяла, настенные панно шили повсеместно и индейцы, и белые поселенцы, они были непременной частью приданого. Позже к этим работам стали относиться, как прикладному искусству, стали коллекционировать. Хранящиеся сейчас в музеях Европы квилты индейцев Америки — стеганые одеяла и настенные панно в технике пэчворка поражают тонкостью работы, подбором цвета и формы. Лишь немногие музеи мира могут похвастаться постоянной экспозицией древних и современных квилтов. В Европе их всего два: один из музеев Цюриха и Музей текстиля Макса Берка – Textilmuseum Max Berk — в Гейдельберге. Музей основан немецким промышленником Максом Берком и существует на средства, оставленные им по завещанию. В экспозиции представлены древние индейские лоскутные одеяла и настенные панно, сделанные вручную, в те времена, когда еще не было электричества, не было машин, когда собственноручно красили материал. Они производят неизгладимое впечатление богатой гаммой цветов, точностью подбора лоскутов, порой очень непростой формы, тонким шитьем. Сегодня самые модные мотивы на изделиях черпаются в подражании тем работам. Творчество не имеет границ, и современный пэчворк с характерной символикой отражает новое восприятие в новых линиях и создает новые сюжеты. Для многих женщин рукоделие стало большим, чем хобби. Ведь это не просто рукоделие — это игра с формой и цветом, это творчество и ремесло, требующее мастерства, это сочетание традиции и современного дизайна. В то же время оно доступно буквально всем, не требует больших затрат и каких-либо особых материалов. Все зависит прежде всего от фантазии и рук мастерицы и, конечно же, вкуса. Творчество не имеет границ, и современный пэчворк с характерной символикой отражает новое восприятие в новых линиях и создает новые сюжеты. Для многих женщин рукоделие стало большим, чем хобби. Ведь это не просто рукоделие — это игра с формой и цветом, это творчество и ремесло, требующее мастерства, это сочетание традиции и современного дизайна. В то же время оно доступно буквально всем, не требует больших затрат и каких-либо особых материалов. Все зависит прежде всего от фантазии и рук мастерицы и, конечно же, вкуса. Современные работы, широко представленные в музеях, это чаще всего настенные панно, сложные и ценные произведения искусства. Возможно именно просветительская работа музеев, организация выставок, обращение к этой технике художников по текстилю, способствовали возрождению этого вида искусства в наши дни. Так или иначе, но искусство лоскутного шитья в последние десятилетия получило самое широкое распространение. Появилось много школ, в которых обучаются пэчворку или получают профессиональное образование. Издано множество вдохновляющих книг и журналов. Ремесло продолжает жить и привлекать все большее количество поклонников. Не только домашние рукодельницы, но и профессиональные художники создают в этой технике панно, ковры, модели одежды. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork*. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветном лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно). В качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет). Patchwork — лоскутная работа; сшитый из лоскута. Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа. ![]() ![]() ![]() Виды Лоскутных Техник Так что же выбрать из многообразия стилей? Для того чтобы самой себе ответить на этот вопрос, необходимо представлять не всегда очевидные границы, разделяющие технику выполнения тех или иных изделий, а ведь именно из неё складывается характерный почерк стилей. Стилей отличных друг от друга и, вместе с тем, безусловно, дружественных, составляющих понятие «лоскутная техника» и объёдинённых обширным термином «рукоделие». В понятие «лоскутная техника» входит несколько основных стилей. Некоторые стоят особняком, некоторые смешиваются друг с другом, давая более яркий, самобытный результат. В любом случае процесс рождения и дальнейшего смешения техник бесконечен – где гарантия, что в будущем году не появится исключительной красоты картина, выполненная в новой для нас технике? Столь же категорично нельзя заявить о точной дате рождения того или иного стиля, да и понятия «лоскутная техника» в целом. Вряд ли кто-то назовёт дату, когда на одежде появилась первая заплатка. Вы уверены в том, что это был квадрат, а если треугольник или неровный лоскут, контуром напоминающий дерево или облако? Можно лишь обозначить годы, когда тот или иной стиль набрал небывалую популярность. Так случилось в период расцвета эпохи маркизы де’Помпадур, настолько восхищённой красотой роз, что культ этого цветка нашёл отражение во всех проявлениях искусства от живописи до украшения изделий домашнего обихода. То же произошло, в 30-х годах девятнадцатого века, когда на домашней одежде стали появляться стилизованные мордочки кошек и собак, ангелочки, кролики и лисы. И так, с появлением крупных магазинов готовой одежды, в 80-е годы 19 века, на детской одежде стали появляться изображения корабликов, якорей, геометрические орнаменты и маленькие букеты цветов, копирующие моду маркизы де’Помпадур. Сразу оговорюсь, я оставляю за собой право трактовать стили и техники так, каковыми они видятся мне, ведь многое было опробовано и испытано, так сказать, «на себе». Итак, какие же стили на сегодняшний день можно отнести к общему понятию «лоскутная техника». Первый и самых характерный из стилей - Пэчворк (patchwork), дословный перевод означает «patch» – заплата или лоскут ткани; «work» – работа. Стиль направлен на сохранение, продление жизни старых тканей путём обрезки и составления сложных орнаментов из геометрических фрагментов. Фрагменты могут иметь форму треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции, шестиугольника. Рисунок может сочетать в себе лоскуты одного, двух и более форм, складываясь в простые и сложные орнаменты, а может, по воле и вдохновению мастерицы, сформировать дивной красоты пейзаж или красочную бытовую сценку. Ткани в стиле пэчворк используются послушные, средней плотности, не растяжимые и не склонные к усадке - ситцевые, хлопчатобумажные, льняные. При раскрое крайне важно следить за направлением поперечной и долевой нити, и избегать раскроя по косой, т.к. именно эти фрагменты в дальнейшем могут нарушить строгую геометрию форм. Стиль пэчворк, в свою очередь подразделяется на внутренние направления. Суть деления, заключается в использовании различных форм лоскутов. Пэчворк из лоскутов треугольной либо квадратной формы, шитьё из полос не всегда правильной геометрии и т.д. Осваивать стиль пэчворк, новички часто начинают с орнамента Роза (см. рисунки) – одного из самых популярных в данном стиле. Лоскуты сшиваются в порядке удаления от цента к краю, с непременной утюжкой швов после каждого выполненного действия. Рисунок Роза - дисциплинирует руки и помогает закрепить два главных правила упомянутых выше. Помимо нескольких цветов ткани (начинать желательно с однотонной), для освоения стиля пэчворк вам потребуется докупить несколько важных деталей, а именно: «иглы для стежки», линейку и раскроечный нож для пэчворка, а так же специальную лапку для швейной машины. Второй по значимости и популярности стиль лоскутной техники – Аппликация по ткани, однако т.к. на ней мы делаем акцент, прежде хотелось бы упомянуть именно братские техники. Поэтому сразу переходим к стилю Квилтинг. В переводе с английского квилтинг «quilting» - означает простёгивание и в этом неповторимая особенность, изюминка данного стиля. Небольшое отступление. Сразу предупрежу поклонников этой и последующих техник – вы сможете найти фотографии работ выполненных в этих стилях, только в соответствующей теме Форума, где гости имеют возможность добавить в галерею собственные творения. Я не питаю уважения к плагиату, поэтому в основных разделах сайта использую фотографии собственных работ либо тех, что создали мои близкие (исключительно стили пэчворк и аппликация по ткани). Тоже относится и к печатной информации – все статьи написаны мной без заимствования материалов на других сайтах. По сути, квилтинг вбирает в себя предыдущую тему - пэчворк, дополняя её новой техникой обработки тканей – машинной, либо ручной стёжкой. В данном случае, пэчворк определяет рисунок, орнамент изделия, а элементы квилтинга придают ему очертания, законченный вид. Квилты (изделия созданные в технике квилтинг) всегда многослойны – эту особенность определяет характер, направленность применения стиля в быту. Стёжка по нескольким слоям ткани, делает поверхность рельефной, позволяя свету играть бликами, за счёт чего появляется своего рода эффект объёмности орнаментального рисунка. По праву, самыми знаменитыми считаются стеганые одеяла, но случается увидеть и другие изделия – настенные панно, круглые или квадратные подушки для табуреток или кресел, диванные подушки, коврики. Несколько лет назад, оказавшись на ВВЦ, заметила вывеску у входа, гласившую: «Клуб любителей лоскутной техники приглашает на выставку». 20 рублей и я оказалась в сказке. Выполненные в различной тематике полотна преображали небольшой зал. Просто сколоченные из листа фанеры и двух брусков стенды играли неповторимыми, изумительно тонко подобранными красками. Зал украшали исключительно стёганые одеяла, красивее которых я не встречала. Одни потрясали нейтральными фонами с угольно-резким геометрическим орнаментом по кромке, другие пестрели алым, солнечно-жёлтым, сочным изумрудным, приковывая взгляд подобно дыре в пространстве. Там были одеяла мягких, пастельных тонов, воздушных, практически невесомых по ощущениям и жёстких, контурных, оплетённых сложным рельефом контрастной стёжки и строчки… Поразительны не только искуснейшие работы, но усидчивость, страсть к данному стилю тех мастериц, что выполняют работы вручную. Как мне рассказывали на упомянутой выставке, некоторые коллективные работы создавались в течение года, фрагмент за фрагментом, стежок за стежком. Для выполнения квилтов, вам потребуется специальная лапка, а так же «игла для квилтинга». Особенность этой иглы заключается в специальном скосе, миниатюрном ушке и округлом острие, которое препятствует образованию на ткани следов от проколов. Далее по шкале популярности идёт стиль Крейзи, он же «Японский Квилтинг». Крейзи – собирательное понятие, объединяющее несколько различных техник, в целом и создающих изделие в стиле крейзи. Если вам встретилась девушка в юбке с элементами пэчворк, вязаными деталями, бахромой в технике макраме, вышивкой или аппликацией – значит, вам крупно повезло - вы увидели изделие в стиле крейзи и скорей всего, оно выполнено в единичном экземпляре и, искать похожее, бессмысленно. Стиль свободный, увлекательный, вдохновляющий и очень забавный. Вещи созданные в стиле крейзи всегда самобытны и неповторимы, они подчёркивают потаённые черточки вашего характера, запоминаются, и вместе с ними запоминаетесь вы. Я встречала отзывы о данном силе несущие в основе принцип бессистемности, однако согласиться с этим не могу. Система есть и заключена она в чёткой последовательности, в строгой (пусть и не всегда явной) гармонии, в которой находятся все элементы стиля крэйзи. Обратите внимание на портрет графини Самойловой с приёмной дочерью, кисти Брюллова – вверху на этой странице - её маскарадное платье и кошелёк выполнены в стиле крейзи (а она и не подозревала, как это не забавно). Графиня не была первой – в те времена маскарадные костюмы зачастую перешивались из старых, вышедших из моды вещей – конечно графиня шила не сама, но портнихи знали толк в экономии. Мне запомнилась сумка, которую я приметила в транспорте на очень стильной девушке. Серая клетка, серая полоска, прозрачная сетка, вязанные дорожка и несколько пышных цветков. Все оттенки серого были подобраны таким образом, чтобы от дна к верхней планке сумки создавался эффект гармонично тающих красок. Помню, полюбопытствовала, чья это работа, но девушка сказала, что это чудо попало к ней от одной из родственниц старшего поколения… А ведь этот стиль называют молодым, чуть ли не едва родившимся. Вероятно, правильнее будет сказать, что в моду стиль крейзи входит осторожными шажками, постепенно, не навязчиво, оставаясь прерогативой людей самобытных, смелых, способных нести свою собственную ноту, не противореча, но и не подстраиваясь под других. Следующие три стиля лишь отчасти затрагивают лоскутную технику, однако о них всё же следует упомянуть, т.к. редко какой стиль рукоделия не имеет братских направлений. Тейперинг – вид строчки швейной машины, в народе называемый «зигзаг». Второе название данного вида операции – атласная строчка (в дальнейшем именно это понятие мы будем применять в отношении строчки используемой в аппликации по ткани). Строчке тейперинг обязана рождением техника вышивания с одноимённым названием, завоевавшая многих поклонниц. Сейчас, придя в специализированный магазин, вы обязательно увидите витрину с ассортиментом швейных машин, адаптированных именно под этот вид рукоделия – машинную вышивку. А рядом с каждой машиной, маленький лоскут ткани с образцом вышивки, демонстрирующей возможности иногда совсем миниатюрного агрегата. Тейперинг может выполняться как вручную, когда, вышивая, вы самостоятельно регулируете ширину строчки и её направление, так и автоматически. Швейные машины, выполняющие операции автоматического тейперинга дороги, однако это того стоит – ваш умный друг сумеет самостоятельно выполнить переход ширины строчки и сделать изящный поворот. Тейперинг оказался среди лоскутных техник не случайно. Дело в том, что в 60-90 гг. 19 столетия европейские мастерицы украшали обильной вышивкой каждый фрагмент изделия сшитого в стиле пэчворк. Растительные орнаменты сменяли изображения бабочек и насекомых; памятуя о французских ренегатах разоривших Египет, появлялись стилизованные на манер древних изображений орнаменты и рисунки… Мне кажется, мода на подобные изделия просуществовала в Европе до нынешних времён и всё ещё популярна, но уже в новом качестве. Вы не забыли, тейперинг - современное изобретение и современный термин. Тейперинг требует специальной лапки, нитей с шелковистой структурой и тщательно подобранных под них игл. Впрочем, покупая машинку с функцией тейперинг, в том же магазине вы сможете приобрести и наборы нитей и иглы. Фелтинг – это изготовление поделок из непряденой шерсти, либо войлока. Я намеренно отнесла Фелтинг к лоскутным техникам. Обусловлен этот шаг, типом самой распространённой работы – диванной подушки нейтрального цвета, выполненный квадратами в стиле пэчворк и украшенной яркими цветами из непряденой шерсти. Возможно, кто-то отнес бы это изделие к описанной ранее технике крейзи, то есть свободной технике, сочетающей разные стили. Но я не соглашусь – непряденая шерсть удивительно колоритна, она всегда и везде выделяется, акцентируя внимание на себе. Фелтинг в чистом виде редок – шерсть, тем паче непряденая шерсть, весьма своеобразный продукт. Для того чтобы выполнить готовую вещь в избранном стиле, так или иначе придётся воспользоваться и другими материалами, служащими и основой, и каркасом, и фоном. В стиле Фелтинг выполняются забавные безделушки, вроде брелоков для мобильных телефонов, помпоны и кисти для шапочки или сумки. Мастерицы украшают орнаментом из непряденой шерсти всевозможные вещи из домашнего обихода и гардероба, благодаря чему появляется ощутимая подушечками пальцев уютная дымка, мягкая и нежная, как животик котёнка. Однако Фелтинг - это ещё и изготовление войлока, который можно использовать как самостоятельный материал для различных изделий. Видели когда-нибудь домашние тапочки из розового войлока с внутренней отделкой красным атласом, украшенные цветами и личным вензелем владельца? Если решите увлечься, позвоните – честное слово, мечтаю о таких тапочках! Готова купить или поменяться, как вам будет угодно. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() -------------------- Подарки: (Всего подарков: 959 ) |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
|
|
![]() |
![]() Сообщение
#2
|
|
![]() Старейшина ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Текущее настроение: ![]() Вст. ник | Цитата Группа: Боги Сообщений: 67274 Регистрация: 15.05.2015 Пользователь №: 85275 Награды: 149 Подарки: 959 Пол: Ж Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Лоскутная техника в наше время
Современная лоскутная техника - это самостоятельное направление в художественном текстиле. Из кусочков ткани изготавливают одежду, аксессуары, покрывала, одеяла, подушки, панно. Существуют периодические печатные издания, содержащие разнообразные схемы для составления орнаментов. Созданы школы и клубы. Этому искусству посвящают выставки и международные фестивали. Музеи Европы, России, США содержат большие коллекции изделий в стиле лоскутной техники. Однако, несмотря на популярность этого вида декоративно-прикладного искусства, недостаточное внимание уделяется анализу особенностей бытования лоскутной техники в современном культурном пространстве. Информация в печатных изданиях, на сайтах Интернета имеет преимущественно прикладной, ремесленный характер, т.к. основное внимание уделено технологической составляющей лоскутной техники (технологии кроя на основе предложенных схем;многочисленным вариантам скрепления блоков в изделии; видам декора, стёжки). Такой подход побуждает рассматривать лоскутнуютехнику как вид рукоделия, воссоздания различных бытовых вещей по готовым схемам и технологии, а не как вид искусства. Поэтому в качестве цели исследования мы определили выявление современных функций лоскутной техники как явления художественной культуры. В процессе исследования были использованы методы: эмпирические: изучениелитературных источников,ресурсов Интернета, анализ документов (программ по обучению лоскутной технике); теоретические: анализ, сравнение и классификация полученных данных. Материалом исследования послужили содержание трудов по народному творчеству и лоскутной технике, сайтов Интернета, посвящённых лоскутной технике: программы и отчёты о лоскутных конкурсах и фестивалях, галереи работ участников конкурсов, материалы о работе российских лоскутных клубов и студий, программы курсов лоскутной техники. Российская художественная культура XXIвека отличается многослойностью. В ней бытуют современная народная художественная культура, массовая художественная культура, элитарная художественная культура, региональные субкультуры. К какому слою художественной культуры можно отнести современную лоскутную технику? От решения этого вопроса во многом зависит трактовка особенностей функционирования данного вида декоративно-прикладного искусства в современных условиях. Традиционная лоскутная техника функционировала в рамках народной художественной культуры - крестьянской и городской (мещане, рабочие люди).В некоторых источниках можно встретить утверждение о том, что основной функцией традиционной российской лоскутной техникибыла утилитарная, и шитьё из лоскутов появилось от бедности.Действительно, одежду, особенно праздничную, хранили сотни лет в сундуках, передавая из поколения в поколение, потому чтопроцесс изготовления домотканого материала, который бытовал на Руси вплоть до середины XVIII века, был очень длительным и трудоёмким, а сырьё (лён, конопля, шерсть) очень прочным. Только совсем ветхие вещи резали на лоскутки. Однако важной функцией традиционных лоскутныхизделий была ритуальная, обереговая. В народе верили, что в ношеной вещи остается частичка души человека. Считалось, что лоскутки - не просто кусочки ткани различного цвета, а обереги. И для ребенка раньше на Руси одежду шили большей частью из лоскутков. Для мальчика - из разной отцовской одежды, чтобы к нему переходила от отца сила, энергия, житейская мудрость. Для девочек, соответственно, из одежды матери. И чем больше было лоскутков, тем здоровее ребенок, тем больше сил ему прибывает от близких людей, тем сильнее его связь с ними, с домом. Лоскутки были частью образа народной жизни:лоскутные одеяла,коврики-половички, дорожки, занавески, накидки, нашитые на одежду лоскутные узоры-обереги, защищающие от злых духов. Среди народных мастериц было немало художественноодарённых натур, эстетические взгляды которых формировались под воздействием художественных качеств традиционных вышитых, тканых изделий, комплексов народного костюма, созданных предшествующими поколениями.Поэтому даже при отсутствии специального художественного образования наиболее талантливые народные мастерицы создавали неповторимые лоскутные произведения, которые органично вписывались в интерьер традиционной избы, в декор народного костюма. Поэтому традиционной лоскутной технике была присуща также и эстетическая функция, которой не уделяли достаточное внимание исследователи народного искусства. К сожалению, лоскутное шитье не вошло в перечень народных промыслов, поддерживаемых государством, и уже в 20-х годах XX века лоскутная техника приобрела ярко выраженный утилитарный характер.В основу создания изделий из лоскутков лёг преимущественно экономический фактор, хотя и в это время создавали лоскутные произведения редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество. Таким образом, обереговая и (частично) эстетическая функции лоскутной техники, начиная с первой четверти XX века, в России были утеряны. В странах Европы, в Америке этот вид декоративно-прикладного искусства в XX веке продолжал развиваться.Однако его развитие продолжалось преимущественно в утилитарном русле, поскольку основное внимание уделялось усложнению технологий, изобретению новых способов и приёмов шитья, стёжки. Корни такого утилитарного подхода кроются в истории появления лоскутной техники в Америке. Переселенцы из Европы берегли каждый кусочек ткани, широко применяя художественную штопку и стёжку как способы сохранения своих вещей из ткани. Популярными во всём мире стали такие американские техники, как техника накладывания заплаток, (пэчворк) или техника стегания (квилтинг), которые не совсем обоснованно причисляют к лоскутному шитью,несмотря на их внешнюю схожесть.Современные зарубежные мастера сумели также создать целый ряд эклектичных техник, которые часто за незнанием причисляют к разряду лоскутного шитья -крэзипэчворк, а также техники, которые при своём исполнении пользуются методами батика, или раскрашиванием тканей. Западные и американские пэчворки и квилты, без сомнения, технологически очень сложны, и сделаны на высоком уровне исполнительского мастерства. Большое внимание уделяется абстрактными орнаментальным композициям, которые предназначены для оформления жилых и офисных интерьеров. Абстрактные композиции преобладают в арт-квилтахМайкла Джеймса, Сандры Мич, Кристин Ресталл и др. Достоинством большинства произведений в технике арт-квилта является продуманная цветовая композиция. Следует отметить, что лоскутное шитьё как бывшее домашнее рукоделие превратилось сегодня в Америке в процветающую индустрию, на которую работают художники, создающие блоки-схемы с цветовым решением деталей, полиграфисты (издатели специальных журналов), социальные сети, текстильное производство, выпускающее линейки хорошо сочетающихсяпо расцветке и рисунку ткани, специально предназначенные для создания лоскутных композиций. Таким образом реализуется экономическая функция лоскутной техники, происходит его коммерциализация. Новаторство, рациональность и техническое совершенство - вот основные принципы работы современных мастеров квилта и пэчворка Америки и Европы. Изменения, произошедшие в экономической и социальной жизни, привели к появлению новых, ранее несвойственных лоскутной технике функций - социальной, просветительской, образовательной, арт-терапевтической. Социальную -культурно-творческую, досуговую функцию достаточно успешно выполняетсегодняроссийская лоскутная техника. Это многочисленные любительские объединения, клубы по интересам, неформальные группы в социальных сетях и т.д. Не только в крупных городах, но и в поселках круглогодично функционируют разнообразные клубы любителей лоскутного шитья, такие как «Русский стиль», «Лоскутная мозаика» (г. Иваново), «Лоскутная слобода» (г.Тула), «Лада» (г.Владимир), «Казаночка», «Параскева-корама»(г.Казань), Квилт-студия «Гатчина», «Квилт Студия» Ларисы Банакиной(г. Москва), «Ассоциация мастеров лоскутного шитья России» (г.Москва) и многие другие. На сайтах Интернета также созданы виртуальные клубы и объединения, например«Клуб мастеров и мастериц «Своими руками» (http://www.by-hand.ru/contest/all); «Любители лоскутного шитья» (http://vk.com/club14631770); «Рукодельница» (http://zonty-try-slona.ru/klub-loskutnogo-shitya.html); клуб любителей лоскутного шитья (Пэчворк) (http://vk.com/public53831188) и т.д. Наши отечественные лоскутные мастера и лоскутные объединенияво-многом ориентируются на американское направление в лоскутной технике (эта особенность резче проявляется в крупных городах со своим ритмом жизни и устоями). По-видимому, привлекает тщательная продуманность технологии и доступность её изложения, а также обилие вариантов орнаментальных блоков, предложений по цветовому и композиционному решению, на основе которых, даже при отсутствии художественных знаний, можно составлять собственные композиции. Однако для того, чтобы лоскутная техника стала полноценной частью российской художественной культуры, необходимо учитывать, что в неё должны быть включены унаследованные и усвоенные живущим поколением художественные ценности, созданные в предшествующие эпохи, а также переданные по традиции способы и средства восприятия произведений искусства, включая способы их хранения, распространения, репродукции, пропаганды [2;5]. Для этого необходимо расширять и углублять возможности просветительской функции лоскутной техники - бережно охранять наиболее ценное из того, что было создано ранее в этом виде искусства, и воспитывать новые поколения мастеров на высокохудожественных примерах традиционной и современной лоскутной техники. Ещё в 1970-е годы XX века, когдастал модным фольклорный стиль, появился новый всплеск интереса к лоскутной технике, музеи России начали собирать и изучать лоскутные изделия. Их прекрасные образцы пополнили коллекции народного творчества Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Музея ивановского ситца, Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», местных краеведческих музеев, благодаря чему мы имеем сейчас возможность познакомиться с подлинным русским лоскутным шитьем. Однако до сегодняшнего времени практически не проводится работа по популяризации этих коллекций, их описанию и анализу, что не даёт возможности полноценно реализовать их широкие потенциальные просветительные возможности. В то же время в работах многих участников культурно-творческих лоскутных объединений ощущается недостаток художественных знаний (по теории декоративной композиции, цветоведению, методологии конструирования), потому что в клубах, на многочисленный курсах, мастер-классах в основномпроисходит обучение только шитью, а формы (блоки) берутся в готовом виде, хотя в любомблоке в зависимости от количества делений можно создавать огромное число вариаций, но этому не учат. Стихийный, а также организованный (на мастер-классах) взаимный обмен опытомпроисходит на ежегодных всероссийских и международных лоскутных фестивалях, таких как QuiltFest - Открытый международный фестиваль лоскутного шитья(г. Москва); Всероссийский фестиваль декоративного искусства «Лоскутная мозаика России»(г. Иваново, г.Москва);Открытый фестиваль лоскутного шитья «Традиция» с международным участием (г.Санкт-Петербург); разнообразных городских, областных, межрегиональных выставках и конкурсах, проходящих в российской провинции. Они одновременно выполняют каксоциально-культурную, так и просветительскую функции. Лоскутная техника в современных условиях также осуществляет арт-терапевтическую функцию, корректируя эмоциональное состояние человека, обращаясь к его внутренним, самоисцеляющим ресурсам, тесно связанным с творческими возможностями личности. Изготовление лоскутных изделий даже по готовым схемам (не говоря уже о целостном творческом процессе) предполагает творческий поиск в области выбора ткани по цвету и фактуре, совершенствование технологических умений. Создание красивого и функционального изделия развивает глубинную уверенность в себе, повышает гибкость мышления и восприятия, поднимает уровень самооценки и социальный рейтинг авторов работ. Лоскутная техника обладает большими потенциальными возможностями для реализации актуальных для российской действительности образовательной и духовно-нравственной функций. Сегодня всё сильнее ощущается засилье массовой культуры, «поп-культуры» как порождения рыночной экономики.Массовая культура ориентируется на искусственно созданные стереотипы, стимулирует отказ от рационального начала в сознании и формирует особый тип - пассивного, не критического восприятия этой культуры у человека, создаёт базу для манипулирования личностью.Произведения, созданные в рамках массовойкультуры и искусства характеризуются высоким техническим совершенством, броской гаммой, что способно привлечь к нему зрителя, который не замечает на этом фоне отсутствия духовного, нравственного начала. Данные тенденции явно прослеживаются в современной, особенно американской, лоскутной технике.Это проявляется в ориентации в основном на репродуктивный тип деятельности (по разработанным шаблонам и схемам), на развитие воссоздающего воображения и исполнительских умений, акцентировании внимания на технической стороне процесса выполнения лоскутного произведения. Слепое копирование американских шаблонов наблюдается по всему миру. Для этого современные возможности СМИ поистине безграничны, спутниковая связь и Интернет способны «доставить на дом»адаптированную информацию о событиях в мире искусства и культуры до миллионов невзыскательных к интеллектуальным и эстетическим запросам массовых потребителей в десятки стран мира. Не обошёл стороной этот процесс и Россию. Противостоять этому можно только с помощью продвижения в массы «высокой» художественной культуры и обращения к народным традициям и ценностям. Особенно важно это для подрастающего поколения, являющегося одним из основных потребителей массовой культуры, быстро впитывающего всё новое, интересное, необычное. Важно, чтобы они видели в изделиях современного декоративно-прикладного искусства не только внешнюю привлекательность, красивую упаковку, но и содержательную сторону. Поэтому важную роль в актуализации образовательной и духовно-нравственной функций лоскутной техники играют уроки технологии, занятия с детьми и подростками в системе дополнительного образования (студии в Домах ремёсел, кружки в школах и в клубах по месту жительства и других социально-культурных объединениях).Анализ программ студий и кружков показал, что педагоги используют проблемные методы обучения, организуют процесс выполнения школьниками творческих проектов по самостоятельной разработке и выполнению в материале лоскутных изделий, формируют самостоятельность в выборе своих целей и действий, в изучении некоторых орнаментов лоскутного шитья, композиции изделия и других особенностей этой техники, вырабатывают художественно-эстетический способ познания мира, систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной самостоятельной творческой деятельности. Ряд руководителей кружков и студий включает в содержание обучения сведения о традициях крестьянского лоскутного шитья в России, о художественных основах традиционной и современной лоскутной техники. Современные преподаватели студий и курсов лоскутной техники для взрослых в обязательном порядке выполняют с обучающимися элементы традиционных лоскутных орнаментов из полос, квадратов, треугольников (о чём свидетельствуют программы студий, видеоуроки на сайтах Интернета, презентации, слайды). Но это - опять только технология кроя и шитья.Нужно, чтобы это технологическое мастерство было лишь средством, а целью - создание изделий, обладающих признаками художественного произведения. То есть нужно вводить на курсах и в студиях не только занятия по цветоведению (что сейчас, как правило, осуществляется), но и по основам декоративной композиции с изучением средств художественной выразительности лоскутной техники.А это в свою очередь требует подготовки специалистов, владеющих не только основами теории декоративно-прикладного искусства, но и методикой обучения взрослых, не имеющих художественного образования. Таким образом, современную лоскутную технику можно отнести как к массовой культуре (это в большей степени проявляется в условиях субкультуры крупных городов), так и к современной народной культуре (это российская глубинка, которая всегда была хранительницей традиций). Критериями оценки в данном случае можно считать следование традициям народной культуры (которые характеризуются гармоничным сочетанием в изделии нравственного, эстетического и технологического начал) или преобладание новаторских технологических подходов (то есть технология ради технологии), иногдав ущерб эстетике, нравственные начала в расчёт практически не принимаются. Современная лоскутная техника (вне зависимости от степени отношения к массовой или современной народной культуре) способна выполнятьне только традиционные функции (утилитарную и этетическую), но и новые: социальную (культурно-творческую, досуговую), просветительскую, арт-терапевтическую, образовательную, то есть она полифункциональна. Однако рейтинг данных функций будет отличаться у лоскутной техники, берущей начало в народной культуре, и лоскутной техники, основанной на принципах массовой культуры. У лоскутной техники как вида современной народной культурына первом месте находятся просветительская, образовательная и духовно-нравственная функции, далее следуют социальная, эстетическая и утилитарная функции. У лоскутной техники как вида массовой культуры на первом месте располагаются утилитарная и эстетическая функции, далее - социальная и образовательная, на последнем месте - арт-терапевтическая и просветительская. ПРИЛОЖЕНИЯ ![]() ![]() ![]() -------------------- Подарки: (Всего подарков: 959 ) |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 16.06.2025 - 7:45 |