БЕЛЫЙ ДОМ ВАШИНГТОН (перевод не качественный, есть ссылки на оригинал)
17 января 1983 г.
МЕМОРАНДУМ ДЛЯ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА
СЕКРЕТАРЬ ГОСУДАРСТВА
СЕКРЕТАРЬ КАЗНАЧЕЙ
СЕКРЕТАРЬ ОБОРОНЫ
СЕКРЕТАРЬ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
СЕКРЕТАРЬ КОММЕРЦИИ
ДИРЕКТОР, УПРАВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕМ
И БЮДЖЕТ
ДИРЕКТОР ЦЕНТРАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ
ОБЪЕДИНЕННЫЕ НАЦИИ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, СОВМЕСТНЫЕ ГЛАВЫ ПЕРСОНАЛА
ДИРЕКТОР, ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ
ПРЕДМЕТ: NSDD 75 «Отношения США с СССР» (S)
Президент одобрил Директиву о национальной безопасности по «Отношениям США с СССР». Копия прилагается для вашей информации. Это чувствительный документ; распространение должно производиться только на основе необходимости.
ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА: Уильям П. Кларк
ОТНОШЕНИЯ США С СССРПолитика США в отношении Советского Союза будет состоять из трех элементов: внешнего сопротивления советскому империализму; внутреннее давление на СССР, чтобы ослабить источники советского империализма; и переговоры по устранению на основе строгой взаимности неоправданных разногласий.
В частности, задачи США:
1. Содержать и с течением времени обратить вспять советский экспансионизм, эффективно конкурируя на постоянной основе с Советским Союзом на всех международных аренах, в частности, в общем военном балансе и в географических регионах, имеющих приоритетное значение для Соединенных Штатов. Это будет оставаться основным направлением политики США в отношении СССР.
2. Продвигать в рамках узких границ доступный нам процесс перемен в Советском Союзе в сторону более плюралистической политической и экономической системы, в которой власть привилегированной правящей элиты постепенно уменьшается. США признают, что советская агрессивность имеет глубокие корни во внутренней системе, и поэтому отношения с СССР должны учитывать, помогают ли они укреплению этой системы и ее способности участвовать в агрессии.
3. Вступить в Советский Союз на переговорах, чтобы попытаться достичь соглашений, которые защищают и усиливают интересы США и которые согласуются с принципом строгой взаимности и взаимных интересов. Это важно, когда Советский Союз находится в процессе политического преемства.
Чтобы реализовать эту тройную стратегию, США должны четко передать Москве, что неприемлемое поведение повлечет за собой расходы, которые перевесят любые выгоды. В то же время США должны ясно дать понять Советам, что подлинная сдержанность в их поведении создаст возможность отношений между Востоком и Западом, которые могут принести Советскому Союзу важные выгоды. Особенно важно, чтобы это сообщение было четко передано в течение периода правопреемства, поскольку это может быть особенно подходящим временем для того, чтобы внешние силы повлияли на политику преемников Брежнева.
Формирование советской среды: арены вовлечения
» Кликните сюда для просмотра оффтоп текста.. «
Реализация политики США должна быть сосредоточена на формировании среды, в которой принимаются советские решения как на самых разных функциональных и геополитических аренах, так и в двусторонних отношениях США и СССР.
A. Функциональное
1. Военная стратегия: США должны модернизировать свои военные силы - как ядерные, так и обычные, - чтобы советские руководители понимали, что США твердо уверены, что они не согласятся на второе место или ухудшение военной позиции. «Советские расчеты возможных военных исходов при любой непредвиденной ситуации должны всегда приводить к таким неблагоприятным для СССР результатам, что советским руководителям не будет стимула инициировать нападение. Должна быть обеспечена будущая сила военных возможностей США. Должны быть использованы усовершенствования военных технологий США, в то время как контроль над передачей технологий, продуктов и услуг военного назначения / двойного назначения должен быть ужесточен.
В Европе Советы должны столкнуться с оживленной НАТО. На Дальнем Востоке мы должны обеспечить, чтобы Советы не могли рассчитывать на безопасный фланг в глобальной войне. Во всем мире силы общего назначения США должны быть сильными и достаточно гибкими, чтобы влиять на советские расчеты в самых разных непредвиденных ситуациях. В Третьем мире Москва должна знать, что районы, представляющие интерес для США, не могут подвергаться нападениям или угрозам без риска серьезных военных контрмер в США.
2. Экономическая политика: политика США в отношении экономических отношений с СССР должна служить стратегическим и внешнеполитическим целям, а также экономическим интересам. В этом контексте целью США является:
- Прежде всего, чтобы экономические отношения между Востоком и Западом не способствовали наращиванию советского военного строительства. Это требует предотвращения передачи технологии и оборудования, которые вносят существенный вклад прямо или косвенно в советскую военную мощь.
- Во избежание субсидирования советской экономики или чрезмерного ослабления бремени советских решений о распределении ресурсов, чтобы не разбавлять давление на структурные изменения в советской системе.
- Стремиться свести к минимуму потенциал для советского применения обратного рычага воздействия на западные страны на основе торговли, энергоснабжения и финансовых отношений.
- разрешить взаимовыгодную торговлю - без западного субсидирования или создания западной зависимости - с СССР в нестратегических областях, таких как зерно.
США должны обладать сильным руководством со своими союзниками и другими людьми для выработки общего понимания стратегических последствий торговли между Востоком и Западом, опираясь на соглашение, объявленное 13 ноября 1982 года (см. NSDD 66). Такой подход должен включать в себя усилия по достижению соглашений с союзниками по конкретным мерам, таким как: (a) отсутствие дополнительных поставок советского газа за пределы сумм, заключенных с первой нити сибирского трубопровода; (b) добавление критических технологий и оборудования в список КОКМ, согласование национальных процедур лицензирования для КОКОМ и существенное улучшение координации и эффективности международных усилий по обеспечению соблюдения; © контроль над передовыми технологиями и оборудованием за пределами расширенного списка COCOM, включая оборудование в нефти и газе. сектор; (d) дальнейшие ограничения на официально поддерживаемые кредиты, такие как более высокие первоначальные платежи, сокращенные сроки погашения и установленные рамки для мониторинга этого процесса; и (e) усиление роли ОЭСР и НАТО в анализе и политике торговли между Востоком и Западом.
В более долгосрочной перспективе, если советское поведение должно ухудшиться, например, вторжение в Польшу, нам нужно будет рассмотреть крайние меры. Если советское поведение улучшится, тщательно откалиброванные позитивные экономические сигналы, в том числе расширение экономических контактов между правительством, можно было бы рассматривать как средство демонстрации Советам выгод, которые может принести реальная сдержанность в их поведении. Однако такие шаги не могут изменить основное направление политики США.
3. Политическое действие: политика США должна иметь идеологическую направленность, которая четко подтверждает превосходство США и западных ценностей индивидуального достоинства и свободы, свободной прессы, свободных профсоюзов, свободного предпринимательства и политической демократии над репрессивными чертами советского коммунизма. Нам необходимо пересмотреть и значительно укрепить инструменты США в политической деятельности, в том числе: а) лондонскую инициативу президента по поддержке демократических сил; (б) Усиление усилий США по выявлению нарушений прав человека в Советском Союзе; и © политикой радиовещания США. США должны:
- выставлять на всех имеющихся в наличии двойные стандарты, применяемые Советским Союзом для решения трудностей в пределах своей собственной территории и внешнего («капиталистического») мира (например, обращение с рабочей силой, политика в отношении этнических меньшинств, использование химического оружия и т. Д. ).
- Предотвратить использование советской пропагандистской машины семантической основы в битве идей путем присвоения таких терминов, как «мир».
B. Геополитический
1. Промышленная демократия: эффективный ответ на советский вызов требует тесного партнерства между промышленными демократиями, включая более сильные и более эффективные механизмы коллективной обороны. США должны обеспечить сильное руководство и провести эффективные консультации для достижения консенсуса и смягчения последствий разногласий внутри альянса. Хотя общая стратегия США в отношении общей стратегии США имеет важное значение, США иногда могут быть вынуждены действовать для защиты жизненно важных интересов без поддержки союзников и даже перед лицом оппозиции союзников; однако в этом случае США должны в максимально возможной степени проконсультироваться со своими союзниками.
2. Третий мир: США должны восстановить доверие к своей приверженности сопротивлению советским посягательствам на интересы США и их союзников и друзей и эффективно поддерживать те страны третьего мира, которые готовы противостоять советскому давлению или выступать против советских инициатив, враждебных в США, или являются особыми объектами советской политики. Усилия США в Третьем мире должны включать важную роль в оказании помощи в области безопасности и иностранных военных продажах, а также готовность использовать военные силы США, где это необходимо, для защиты жизненно важных интересов и поддержки находящихся под угрозой исчезновения союзников и друзей. В политике США также должны участвовать дипломатические инициативы по содействию разрешению региональных кризисов, уязвимых для советской эксплуатации, и соответствующему сочетанию программ экономической помощи и инициатив частного сектора для стран третьего мира.
3. Советская империя. В пределах советской империи, которую должен эксплуатировать США, есть ряд важных недостатков и уязвимостей. В соответствии с политикой США следует стремиться, где это возможно, к тому, чтобы побудить советских союзников дистанцироваться от Москвы во внешней политике и двигаться к демократизации внутри страны.
(a) Восточная Европа: Основная цель США в Восточной Европе - ослабить господство Москвы в регионе, продвигая дело прав человека в отдельных восточноевропейских странах. США могут продвигать эту цель, тщательно различаясь, в пользу стран, которые проявляют относительную независимость от СССР в своей внешней политике или демонстрируют большую степень внутренней либерализации. В политике США также должно быть ясно указано, что восточноевропейские страны, которые обращают движение либерализации или уходят от независимой позиции во внешней политике, будут нести значительные издержки в своих отношениях с США.
(б) Афганистан: целью США является максимальное давление на Москву для вывода войск и обеспечение того, чтобы политические, военные и другие расходы Совета сохранялись высокими, пока оккупация продолжается.
© Куба: США должны принять сильные контрмеры, чтобы повлиять на политические / военные последствия поставок советских вооружений на Кубу. США также должны оказывать экономическую и военную помощь государствам в Центральной Америке и Карибском бассейне, которым угрожает дебатирующая деятельность Кубы. Наконец, США будут стремиться уменьшить кубинское присутствие и влияние на юге Африки, энергично возглавляя дипломатические усилия по достижению кубинского ухода из Анголы или, если этого не сделать, путем увеличения расходов на роль Кубы в южной части Африки.
(d) Советские альянсы третьего мира: политика США будет направлена на ограничение дестабилизирующей деятельности советских сторонников и клиентов третьего мира. Еще одна задача - ослабить и, по возможности, подорвать существующие связи между ними и Советским Союзом. США, будет включать активные усилия по поощрению демократических движений и сил для осуществления политических изменений внутри этих стран.
4. Китай: Китай продолжает поддерживать усилия США по укреплению защиты мира от советского экспансионизма. США со временем должны стремиться к усилению стратегического сотрудничества и координации политики с Китаем, а также к сокращению возможности китайско-советского сближения. США будут продолжать проводить политику по существу либерализованной передаче технологий и продаже военной техники Китаю в каждом конкретном случае в рамках параметров политики, одобренных президентом в 1981 году, и далее определяемых в 1982 году.
5. Югославия: Политика США заключается в поддержке независимости, территориальной целостности и национального единства Югославии. Сегодняшние трудности, с которыми сталкиваются Югославия в выплате своих внешних долгов, повысили его уязвимость перед советским давлением. Югославское правительство, прекрасно осознавая эту уязвимость, хотело бы уменьшить свою зависимость от торговли в Советском Союзе. В наших интересах предотвращать любое ухудшение экономического положения Югославии, которое могло бы ослабить его решимость противостоять советскому давлению.
C. Двусторонние отношения
1. Контроль над вооружениями: США будут участвовать в переговорах по контролю над вооружениями, когда они будут выполнять задачи национальной безопасности США. В то же время в политике США признается, что соглашения о контроле над вооружениями не являются самоцелью, но в сочетании с усилиями США и союзников по поддержанию военного баланса являются важным средством укрепления национальной безопасности и глобальной стабильности. США должны разъяснить как союзникам, так и СССР о том, что способность США достичь удовлетворительного результата в переговорах по контролю над вооружениями неизбежно будет зависеть от международной обстановки, общего состояния американо-советских отношений и трудностей в определении областей взаимное согласие с противником, которое часто ищет односторонние выгоды. Предложения США по контролю над вооружениями будут соответствовать необходимым планам модернизации сил и будут стремиться к достижению сбалансированного, значимого и поддающегося проверке сокращения до равных уровней сопоставимых вооружений.
2. Официальный диалог: США должны настаивать на том, чтобы Москва обращалась ко всему диапазону концертов США о советском внутреннем поведении и нарушениях прав человека и должна продолжать сопротивляться попыткам Советского Союза вернуться к советской программе США, ориентированной прежде всего на контроль над вооружениями. Американские дипломатические контакты по региональным вопросам могут служить интересам США, если они привыкли оказывать давление на Москву за ответственное поведение. Такие контакты могут также быть полезными в поездке домой в Москву, что затраты на безответственность высоки и что США готовы работать на прагматические решения региональных проблем, если Москва захочет серьезно обратиться к озабоченностям США. В то же время с такими контактами следует обращаться с осторожностью, чтобы не предлагать Советскому Союзу роль в региональных вопросах, которые в противном случае она не защищала бы.
Постоянный диалог с Советами на уровне министров иностранных дел облегчает необходимое дипломатическое общение с советским руководством и помогает поддерживать союзничество в понимании и поддержке подхода США к отношениям между Востоком и Западом. Встреча на высшем уровне между президентом Рейганом и его советским коллегой могла бы обещать аналогичные положительные результаты. В то же время, если бы он не был тщательно обработан, саммит можно было бы рассматривать как подтверждение улучшения в советских отношениях США без изменений в советском поведении, на которые мы настаивали. Таким образом, это может привести к неосуществимым ожиданиям и дополнительно стимулировать односторонние союзнические инициативы в отношении Москвы.
Саммит не обязательно включал бы подписание крупных новых советских соглашений в США. Любая встреча на высшем уровне должна обеспечить максимально возможное положительное влияние на союзников США и американскую общественность, одновременно разъясняя обеим аудиториям, что улучшение советско-американских отношений зависит от изменений в советском поведении. Не следует понимать, что саммит без таких изменений сигнализирует о таком улучшении.
3. Американские кооперативные биржи: роль советских культурных, образовательных, научных и других кооперативных обменов в США следует рассматривать в свете намерения США поддерживать сильную идеологическую составляющую в отношениях с Москвой. США не должны в дальнейшем демонтировать структуру обменов; действительно, те обмены, которые могли бы продвигать цель США по продвижению позитивных эволюционных изменений в советской системе, должны быть расширены. В то же время США будут настаивать на полной взаимности и поощрять своих союзников к этому. Это признает, что, если у США не будет эффективной официальной основы для обмена биржами, Советы сделают отдельные соглашения с частными американскими спонсорами, не отказывая в взаимном доступе к Советскому Союзу. В политике США на биржах должна также учитываться необходимость предотвращения передачи чувствительной американской технологии Советскому Союзу.
Приоритеты в подходе США: максимизация ограничения использования советского поведения
Смежные задачи по сдерживанию и реверсированию советской экспансии и развитию эволюционных изменений в самом Советском Союзе не могут быть достигнуты быстро. Наступающие 5-10 лет будут периодом значительной неопределенности, когда Советы могут проверить решимость США, продолжая агрессивное международное поведение, которое США считает неприемлемым.
Неопределенность будет усугубляться тем, что Советский Союз будет заниматься непредсказуемым процессом политической преемственности с Брежневым. США не будут стремиться приспособить свою политику к советскому внутреннему конфликту, а скорее попытаться создать стимулы (позитивные и отрицательные) для нового руководства, чтобы принять политику, менее вредную для интересов США. США останутся готовыми к улучшению отношений США и СССР, если Советский Союз внесет существенные изменения в политику, вызывающую у него озабоченность; бремя для дальнейшего ухудшения отношений должно быть прямо связано с Москвой. США не должны уступать давлению, чтобы «сделать первый шаг».
Существующий и прогнозируемый разрыв между конечными ресурсами США и уровнем возможностей, необходимых для реализации стратегии США, делает необходимым, чтобы США: (1) устанавливали твердые приоритеты для использования ограниченных ресурсов США, где они будут оказывать наибольшее сдерживающее воздействие на советский Союз; и (2) мобилизовать ресурсы союзников и друзей, которые хотят присоединиться к США в сдерживании экспансии Советской власти.
В основе всего спектра политики США и Запада должны быть сильные военные, способные действовать во всем спектре потенциальных конфликтов и руководствуясь продуманной политической и военной стратегией. Сердцем военной стратегии США является сдерживание нападения со стороны СССР и его союзников против США, его союзников или других важных стран, и победить такое нападение, если сдерживание потерпит неудачу. Хотя односторонние усилия США должны привести к восстановлению военной силы Запада для противодействия советской угрозе, защита западных интересов потребует увеличения. Сотрудничество США с союзниками и другими государствами и более широкое использование их ресурсов. Эта военная стратегия будет сочетаться с политической стратегией, придающей первостепенное значение следующим целям:
- Устойчивый, долгосрочный рост расходов и возможностей в области обороны США - как ядерного, так и обычного. Это самый важный способ передать решимость Советов США и политическую выживаемость.
- Создание долгосрочного западного консенсуса в отношении Советского Союза. Это потребует от США сильного руководства в разработке политики для решения многогранной советской угрозы интересам Запада. Это потребует, чтобы США принимали во внимание озабоченности союзников, а также то, что американские союзники в равной степени учитывают интересы США. В этой связи и в дополнение к тому, чтобы заставить союзников больше тратить на оборону, США должны предпринять серьезные усилия для переговоров по соглашениям о контроле над вооружениями в соответствии с военной стратегией США и необходимыми планами модернизации сил и должны стремиться к достижению сбалансированных, значительных и поддающихся проверке сокращений к равным уровням сопоставимых вооружений. США также должны разработать вместе с союзниками единый западный подход к экономическим отношениям между Востоком и Западом, реализуя соглашение, объявленное 13 ноября 1982 года.
- поддержание стратегических отношений с Китаем и усилия по минимизации возможностей для китайско-советского сближения.
- Создание и поддержание крупного идеологического / политического наступления, которое вместе с другими усилиями будет нацелено на эволюционное изменение советской системы. Это должна быть долгосрочная и сложная программа, учитывая характер советской системы.
- Эффективное противодействие усилиям Москвы по укреплению своих позиций в Афганистане. Это потребует, чтобы США продолжали предпринимать усилия по продвижению вывода Советского Союза в контексте урегулирования конфликта путем переговоров. В то же время США должны оказывать давление на Москву для вывода войск и обеспечивать высокие затраты СССР на землю.
- Блокирование расширения советского влияния в критических регионах Ближнего Востока и Юго-Западной Азии. Это потребует как постоянных усилий для поиска политического решения арабо-израильского конфликта, так и укрепления отношений США с умеренными государствами в регионе и устойчивого военного обязательства США по предотвращению советско-военных посягательств.
- Поддержание международного давления на Москву, чтобы разрешить репрессию нынешних репрессий в Польше и долгосрочное увеличение разнообразия и независимости на всем протяжении
- Восточная Европа. Это потребует, чтобы США продолжали налагать расходы на Советский Союз за его поведение в Польше. Это также потребует, чтобы США поддерживали политику США в отношении дифференциации между странами Восточной Европы.
- Нейтрализация и снижение угрозы интересам национальной безопасности США, созданной советско-кубинскими отношениями. Это потребует, чтобы в США использовались различные инструменты, включая дипломатические усилия и безопасность США и экономическую помощь. США также должны сохранить возможность использования своих вооруженных сил для защиты жизненно важных интересов США в отношении угроз, которые могут возникнуть в результате советско-кубинской связи.
Формулирование подхода США: поддержка поддержки общественности и конгресса
Политика, изложенная выше, является одной из самых длинных. Это вряд ли приведет к быстрому прорыву в двусторонних отношениях с Советским Союзом. В отсутствие резких краткосрочных побед в усилиях США по смягчению советского поведения давление, скорее всего, будет способствовать изменениям в политике США. Будут призывы от важных сегментов внутреннего мнения к более «нормальным» отношениям США и СССР, особенно в период политического перехода в Москве.
Поэтому важно, чтобы американский народ понимал и поддерживал политику США. Это потребует, чтобы официальные заявления и действия США не порождали неосуществимых ожиданий относительно краткосрочного прогресса в отношениях США и СССР. В то же время США должны убедительно продемонстрировать, что ее политика не является планом открытого, стерильного противостояния с Москвой, а является серьезным поиском стабильной и конструктивной долгосрочной основы для отношений США и СССР.
Оригинал:
http://d.zaix.ru/6BPp.pdf