"ГАРАЖ" - простое кино обо всем
Несмотря на движущийся семимильными шагами прогресс и развитие технологий, позволяющих снимать и показывать зрителям несуществующие миры, сказочных существ и сложные трюки, этот фильм, по сути снятый в одной декорации, до сих пор любят и с удовольствием пересматривают. Секрет прост - сюжет о том, как сильные пытаются "задавить" слабых, а те отчаянно сопротивляются, и через 30 лет остается актуальным.Попытка загладить вину
В идею создания фильма легли реальные события - когда Рязанов уже заканчивал съемки "Служебного романа", его срочно вызвали на собрание гаражного кооператива, в котором он состоял. Заседание, которое, по мнению режиссера, не должно было продлиться больше часа, затянулось на несколько суток. Темой собрания, как нетрудно догадаться, было сокращение земельного участка, отведенного под строительство гаражей, и сокращение количества пайщиков. Правление исключило самых беззащитных, и никто из оставшихся "счастливчиков" не вступился за обиженных. Промолчал и Эльдар Рязанов. Но голос совести заглушить не смог, и в итоге он ответил тем, чем мог: своим творчеством. Режиссер снял фильм, где справедливость торжествует.
Сценарий был написан как в русских сказках - добро побеждает зло. "Гараж" был снят по принципу классической театральной драматургии — соблюдение единства места, действия и времени. Зритель является соучастником событий и все переживает с персонажами. Участники этой печальной истории раскрываются перед нами во время действия. Несмотря на крепкий актерский состав снимать картину для режиссера было большим напряжением. В "Гараже" было много действующих лиц и все диалоги и сцены должны быть тщательно продуманы. Фильм снимался около двух месяцев. Актриса Алла Будницкая рассказывала, что Рязанову тяжко пришлось. И он не стал снимать кого-то отдельно, а поставил несколько камер, и кто интереснее сыграет, тот и попадет в картину. Все старались как могли.
В фильме нет главного героя
Каждый из актеров должен был почти постоянно присутствовать в кадре. И Рязанову удалось собрать порядка дюжины востребованных и известнейших актеров на съемочной площадке. Как? Он лично ездил по театрам, где работали его подопечные, и умолял художественных руководителей отпускать их на съемки хотя бы в утреннее или дневное время. Днем они могли сниматься у него, а вечером играть в спектаклях.
Образ интеллигентного, но нерешительного профессора Смирновского Эльдар Рязанов писал с самого себя. Роль Елены Малаевой, матери — одиночки, была написана специально для Лии Ахеджаковой. Георгий Бурков прекрасно сыграл роль деревенского парня Фетисова: "Да я же за гараж родину продал". На роль циничного председателя кооператива Сидорина Валентин Гафт попал случайно. Артист Анатолий Кузнецов не смог приехать на съемки, а Валентин рядом снимался в какой-то картине и его упросили прийти в павильон "Гаража". Дали текст, Гафт попробовал, и был утвержден на роль Сидорина. Наиболее яркий персонаж — это нервная жена Гуськова в исполнении Светланы Немоляевой. Зрительницы сразу полюбили ее. Она была человеком из народа, который тянул на себе все: Гуськова, дом, детей и решал все проблемы. На короткое время она сходит с ума и эта сцена одна из самых сильных в картине. Во время репетиции этого эпизода кто-то на площадке позволил себе громко разговаривать. Рязанов пришел в такую ярость, что подбежал к провинившемуся, по дороге уронив декорации, обругал его, а на следующий день слег с высочайшей температурой.
По замыслу сценаристов обладатель последнего "несчастливого" билета должен был остаться неизвестным. За время работы над фильмом все герои стали настолько родными и близкими режиссеру, и Рязанов не мог и мысли допустить о возможности, что кто-то из них останется без гаража. Вот и был придуман начальник отдела насекомых, который сладко проспал на спине бегемота все собрание. "Я не профессиональный актер - изобразить удивление и заспанность было для меня крайне сложно", — сказал после съемок Эльдар Александрович.
Из монтажной в прокат
Если внимательно присмотреться, то можно заметить в фильме некоторые несостыковки. В одной и той же сцене на "сыне Милосердова" сначала моднейший коричневый пиджак, а через мгновение — уже неизвестно откуда взявшийся светлый плащ. Ведь герои не могли выйти из запертой комнаты, поэтому переодеться у них не было никакой возможности. Точно такая же ситуация с "женой Гуськова" — во время ее нервного диалога с председателем правления шляпка на ее голове то исчезает, то появляется, то опять куда-то испаряется.
Фильм получился сатирическим и злободневным. Однако, как ни странно, он практически сразу вышел на экраны, что совершенно было несвойственно для того времени. Многие фильмы находили свое пристанище на пыльных полках киноархивов и рисковали никогда не дойти до зрителя. Из "Гаража" же не вырезали ни одной фразы, не переделали ни одной сцены. Оказалось, что незадолго до сдачи фильма состоялся очередной пленум ЦК КПСС, на котором Леонид Брежнев призвал к беспощадной критике недостатков общественных процессов. Таким образом, решение Госкино выпустить фильм в прокат было "обоснованным и своевременным".
(газета "Мрия"24.02.2011, статью подготовила Мария Хохленко)