IPB

Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )


> История одной картины, выкладываем сюда)
Ирэна
сообщение 17.09.2012 - 17:49
Сообщение #101


Старейшина
**********

Текущее настроение:

Вст. ник | Цитата

Группа: Дух форума
Сообщений: 10588
Регистрация: 19.01.2011
Пользователь №: 43481

Награды: 34
Подарки: 311

Пол: Ж


Репутация:   2230  


Василий Иванович Суриков. "Боярыня Морозова".
1884-1887 годы. Холст, масло. 304 x 587,5 см. Государственная Третьяковская галерея.

Василий Иванович Суриков — великий русский исторический живописец, но сказать про него только это недостаточно: в искусстве Сурикова воплотился национальный гений. Значение его творчества осознается не сразу, а лишь с течением жизни, когда человек приобретет опыт, знания, разовьет разум, воспитает в себе душевную мудрость. Постижение искусства Сурикова столь же радостно и сложно, как постижение поэзии Пушкина.
Среди картин мастера «Боярыня Морозова» занимает едва ли не главное место. Она была показана впервые на выставке 1887 года в Петербурге, когда Суриков стал уже известным художником, автором «Утра стрелецкой казни» и «Меншикова в Березове». Тем не менее новое произведение вызвало весьма различные отклики. Только три человека оценили картину положительно: писатели В. Короленко, В. Гаршин и художественный критик В. Стасов.
Всеобщее признание пришло к ней, как почти ко всякому шедевру, значительно позднее.
Когда хотят понять художественное произведение, решают три вопроса. Во-первых, определяют, что хотел сказать автор картиной. Во-вторых, как он высказал свою мысль изобразительно. Третий вопрос: что же получилось? В чем смысл и значение произведения? Постараемся определить задачу Сурикова в картине «Боярыня Морозова». Посмотрим, каков сюжет картины?
Обратимся сначала к русской истории трехсотлетней давности. Царь Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, которая предписывала некоторые изменения, в том числе и в церковных обрядах. Например, если раньше люди крестились двумя перстами, то теперь нужно было креститься тремя. Подобные нововведения вызвали недовольство в народе, перешедшее в противоборство церковной реформе, нередко доходившее до фанатизма. Произошел раскол. Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками. Вскоре их начали жестоко преследовать — отправляли в ссылку, бросали в земляные ямы или подвалы с крысами, сжигали живьем. Но раскольники не сдавались, среди них были люди всех слоев населения — от крестьян, нищих и ремесленников до купцов, бояр и князей. Некоторые пользовались широкой известностью и большим влиянием в народе. Именно такой раскольницей стала боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы.
К тому времени, когда художник писал картину, церковная реформа, так остро воспринятая народом в XVII веке, уже никого не волновала, в том числе и самого художника. Почему же Суриков избрал подобный сюжет? В русской действительности можно найти много примеров, когда люди жертвовали собою ради идеи, что было важнейшей национальной чертой народа. История Морозовой давала возможность выразить и прославить эту черту, тем и привлекла мастера ее трагедия, а вовсе не сутью раскольничьей деятельности боярыни.
Таким образом, главной задачей Суриков считал воплощение идеи самопожертвования ради убеждений. Он окружил Морозову различными людьми — взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами, боярами и нищими, странниками и монахинями, купцами и ремесленниками, попами и стрельцами,— чтобы показать, как народ относится к подвигу Морозовой. Вторая задача стала не менее грандиозной, чем первая. Соединение двух задач рождало третью — воплотить образ русского народа в трагический, напряженный момент жизни.
То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету "от сотворения мира"). Боярыня уже три дня сидела под стражей "в людских хоромах в подклете" своего московского дома. Теперь ей "возложили чепь на выю", посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и, "ясно изобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше". Именно эту сцену "Повести о боярыне Морозовой" выбрал живописец.
На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам - к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было: мы знаем, что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет. Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники, и нищие, и юродивые. Мы знаем, что люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к "простецам": "Приимала еси в дом... юродивых и прочих таковых... их учения держася". Но был еще один человек, к которому в тот ноябрьский день простирала два перста Морозова, для которого она бряцала цепями. Этот человек - царь Алексей Михайлович. Для царя она была камнем преткновения: ведь речь шла не о рядовой ослушнице, а о Морозовой - это имя громко звучало в XVII веке!
Кроме эскизов, Суриков исполнил десятки этюдов маслом, акварелью и карандашом. В его работе над картиной наиболее ярко выразился натурный метод.
Художник для каждого персонажа искал реальный прототип в жизни, конкретных людей, писал с них этюды и уже по ним изображал фигуру в картине. Иногда быстро находил нужную натуру, чаще на поиски уходило много времени. Он изучал натуру на московских улицах, кладбищах, в церквах и кабаках, но чтобы искать, нужно четко представлять, что тебе нужно.
Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова:

"Все с натуры писал: и сани, и дровни. Мы на Долгоруковской жили. (Тогда ее еще Новой Слободой звали). У Подвисков в доме Збук.

Там в переулке всегда были глубокие сугробы, и ухабы, и розвальней много. Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно.

Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило, а потом начнешь колею писать.

И чувствуешь здесь всю бедность красок.

И переулки все искал, смотрел; и крыши где высокие. А церковь-то в глубине картины - это Николы, что на Долгоруковской. (А церковь-то ~ это Николы, что на Долгоруковской. - Церковь Николы на Долгоруковской (ныне Новослободской) улице (1703). Ныне не существует.)

Самую картину я начал в 1885 году писать; в Мытищах жил - последняя избушка с краю. И тут я штрихи ловил."

Редко бывало, чтобы этюд переносился в холст без изменений, потому что найти в жизни точно такого человека, которого Суриков видел внутренним взором, невозможно. Обычно художник, основываясь на этюде, изменял его в других подготовительных рисунках, иногда по многу раз.
Сохранившийся материал показывает, какой гигантский путь прошел Суриков, прежде чем написал картину.
Образ боярыни дался Сурикову не сразу: «...я на картине сперва толпу нарисовал, а ее после"... Суриков долго не находил нужную натуру, хотя исполнил несколько этюдов — отдельные головы и сидящие в санях фигуры. Одежда, поза, жест, положение фигуры в санях — все было определено в предварительных работах, не хватало только лица.
"... И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось». И этому веришь. Уж слишком ярки и выразительны оказались образы в толпе, и они оттесняли лицо Морозовой.
Конечно, можно было пойти по другому пути — несколько притушить напряженную и цветовую активность толпы и тем самым прибавить силы образу боярыни. Но то был выход не для Сурикова. После долгих поисков он наконец увидел лицо одной уральской старообрядки, приехавшей в Москву:
«Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину — она всех победила».
Что значит — победила? Это значит, что сила и значительность образа Морозовой стала выше силы и значительности образов толпы. Могли среди провожающих встретиться люди с таким же накалом духовной стойкости? Безусловно, могли. А почему же художник не показал их в толпе? Надо полагать, по двум причинам.
Во-первых, исходя из психологической правды: у пассивного наблюдателя эта стойкость не может проявиться с такой силой, как у человека, которому пришло время решать вопрос жизни и смерти.
Во-вторых, если бы художник изобразил в толпе людей, близких по накалу главному образу, то это была бы уже картина не о трагедии Морозовой, а о чем-то другом.


Боярыня Морозова.
Этюд. 1886 год. Холст, масло.


Боярыня Морозова.
Этюд. 1886 год. Холст, масло.


--------------------
Подарки: (Всего подарков: 311 )
Подарок
Подарил(а): S-top
Подарок
Подарил(а): Ахинея
Подарок
Подарил(а): Sterva-chka




Go to the top of the pageGo to the end of the page
 
+Quote Post

Сообщений в этой теме
- Ирэна   История одной картины   17.09.2012 - 17:49
- - Агата   Хева Финал пиршества.   21.02.2022 - 11:26
|- - Хева   Цитата(Агата @ 21.02.2022 - 11:26) Х...   21.02.2022 - 11:42
|- - Агата   Цитата(Хева @ 21.02.2022 - 11:42) Вс...   21.02.2022 - 11:43
- - Айя-Софи   Лола Лоу ты бы поменьше гуглила)))   21.02.2022 - 14:21
|- - Лола Лоу   Цитата(Айя-Софи @ 21.02.2022 - 13...   21.02.2022 - 14:27
- - Геннадий.   Ну,что то рациональное в ее рассуждениях есть.   21.02.2022 - 14:27
- - Геннадий.   Ну мы знаем об Итальянском периоде.   21.02.2022 - 15:34
|- - Хева   Цитата(Геннадий. @ 21.02.2022 - 15:3...   21.02.2022 - 16:05
- - Геннадий.   А мне просто смотреть на картины и пытаются понять...   22.02.2022 - 11:56
- - Айя-Софи   Вот, интересный американский худодник Кинкейд... Е...   22.02.2022 - 14:56
|- - Хева   Цитата(Айя-Софи @ 22.02.2022 - 14...   22.02.2022 - 18:19
||- - Айя-Софи   Цитата(Хева @ 22.02.2022 - 18:19) Во...   23.02.2022 - 5:18
|- - Геннадий.   Цитата(Айя-Софи @ 22.02.2022 - 14...   23.02.2022 - 23:00
|- - Айя-Софи   Цитата(Геннадий. @ 23.02.2022 - 23:0...   24.02.2022 - 4:46
- - ЧФК   В тему о портретах... Вот например портрет, где не...   23.02.2022 - 7:59
|- - Айя-Софи   Цитата(ЧФК @ 23.02.2022 - 7:59) В те...   23.02.2022 - 8:08
- - ЧФК   И еще.. групповой портрет.. ЦитатаВ Амстердаме з...   23.02.2022 - 8:06
|- - Айя-Софи   Цитата(ЧФК @ 23.02.2022 - 8:06) И ещ...   23.02.2022 - 8:18
- - ЧФК   Цитата(Айя-Софи @ 23.02.2022 - 8...   23.02.2022 - 8:23
|- - Айя-Софи   Цитата(ЧФК @ 23.02.2022 - 8:23) Я ду...   23.02.2022 - 8:28
|- - ЧФК   Цитата(Айя-Софи @ 23.02.2022 - 8...   23.02.2022 - 8:42
|- - Айя-Софи   Цитата(ЧФК @ 23.02.2022 - 8:42) проч...   23.02.2022 - 8:58
- - ЧФК   Не..я не хотела бы,))) чтобы меня так нарисовали.   23.02.2022 - 10:52
|- - Айя-Софи   Цитата(ЧФК @ 23.02.2022 - 10:52) Не....   23.02.2022 - 11:31
|- - ЧФК   Цитата(Айя-Софи @ 23.02.2022 - 11...   23.02.2022 - 12:19
|- - Айя-Софи   Цитата(ЧФК @ 23.02.2022 - 12:19) У т...   23.02.2022 - 14:31
|- - Пуньк   Цитата(Айя-Софи @ 23.02.2022 - 18...   23.02.2022 - 14:37
|- - Айя-Софи   Цитата(Пуньк @ 23.02.2022 - 14:37) П...   23.02.2022 - 14:41
- - Гусёна ✌   Цитата(Геннадий. @ 23.02.2022 - 23:0...   23.02.2022 - 23:28
- - Айя-Софи   Музыка на ягодицах Иероним Босх, "Сад земных...   24.02.2022 - 16:37
|- - Хева   Цитата(Айя-Софи @ 24.02.2022 - 16...   24.02.2022 - 17:07
- - Айя-Софи   Двойники на "Тайной вечере" Леонардо да...   25.02.2022 - 5:40
- - Агата   Айя-Софи Такие картины просто так не создаются. В...   25.02.2022 - 5:43
- - Айя-Софи   Элизабет Виже-Лебрен: портреты Марии-Антуанетты и ...   12.03.2022 - 7:07
- - Айя-Софи   Для разнообразия)) Магдалена Вентура с картины ...   20.03.2022 - 6:41
- - Дорик Тупотилов   Любите и берегите своих близких.   26.03.2022 - 20:04
|- - Хева   Цитата(Дорик Тупотилов @ 26.03.2022 - 20...   26.03.2022 - 20:15
|- - Айя-Софи   Цитата(Дорик Тупотилов @ 26.03.2022 - 20...   27.03.2022 - 6:56
|- - Дорик Тупотилов   Цитата(Айя-Софи @ 27.03.2022 - 6...   27.03.2022 - 7:13
|- - Айя-Софи   Цитата(Дорик Тупотилов @ 27.03.2022 - 7...   27.03.2022 - 7:15
- - Айя-Софи   На картине Брюллова есть ошибка. Какая?   19.04.2022 - 7:57
|- - Воин Z   Цитата(Айя-Софи @ 19.04.2022 - 7...   19.04.2022 - 8:21
- - Дорик Тупотилов   Ошибка в картине Брюллова в том, что мой пролетари...   19.04.2022 - 8:14
|- - Айя-Софи   Цитата(Дорик Тупотилов @ 19.04.2022 - 8...   19.04.2022 - 8:16
- - Айя-Софи   Цитата(Воин Z @ 19.04.2022 - 8:21) Н...   19.04.2022 - 8:25
- - Айя-Софи   С этим полотном связан забавный казус. Примитивист...   19.04.2022 - 16:26
- - Айя-Софи   Круть.   23.04.2022 - 6:35
|- - Воин Z   Цитата(Айя-Софи @ 23.04.2022 - 6...   23.04.2022 - 6:41
|- - Айя-Софи   Цитата(Воин Z @ 23.04.2022 - 6:41) А...   23.04.2022 - 6:45
|- - Хева   Цитата(Воин Z @ 23.04.2022 - 6:41) А...   19.05.2022 - 16:20
- - Айя-Софи   Еще... Выпендрожная экспрессия....))) Но резул...   23.04.2022 - 8:19
- - Воин Z   Вот он, тот китаец: https://yandex.ru/video/previe...   23.04.2022 - 8:23
- - Айя-Софи   )))   30.04.2022 - 9:02
- - Дорик Тупотилов   В пандан Софи.   30.04.2022 - 10:19
- - Айя-Софи   Одна из самых страшных картин мировой живописи ...   19.05.2022 - 16:17
- - Айя-Софи   "Не уйти" картина Юрия Волкова 1947 ...   26.05.2022 - 16:38
- - Айя-Софи   Ян Вермеер — «Девушка с жемчужной сережкой» Ка...   24.11.2022 - 6:44
- - Айя-Софи   )))).....   12.05.2023 - 6:02
- - Дорик Тупотилов   Вслед за Гюставом Курбе Соф вступила на зыбкую тро...   12.05.2023 - 6:17
|- - Айя-Софи   Цитата(Дорик Тупотилов @ 12.05.2023 - 6...   12.05.2023 - 6:22
|- - Дорик Тупотилов   Цитата(Айя-Софи @ 12.05.2023 - 6...   12.05.2023 - 6:24
- - Айя-Софи   Дорик Тупотилов С присутствием верхней части(голо...   12.05.2023 - 6:31
|- - Дорик Тупотилов   Цитата(Айя-Софи @ 12.05.2023 - 6...   12.05.2023 - 12:26
|- - Айя-Софи   Цитата(Дорик Тупотилов @ 12.05.2023 - 12...   12.05.2023 - 15:49
- - Айя-Софи   RE: История одной картины   19.05.2023 - 7:51
- - Айя-Софи   RE: История одной картины   26.05.2023 - 5:14
- - Айя-Софи   Версию о том, что на знаменитой картине Винсента в...   30.05.2023 - 7:15
- - Айя-Софи   Зачем изображали мух? Гениально! Отношение ...   13.06.2023 - 15:10
- - Айя-Софи   По легенде, Буше в качестве натурщиц приглашал мар...   27.10.2023 - 9:04
|- - Mggu   А вот решил вспомнить про квадрат Малевича «Черны...   29.10.2023 - 13:47
- - Двойник   Черный квадрат офигенный   29.10.2023 - 13:49
|- - Mggu   Вот ещё картины которые стоит посмотреть 1. ...   29.10.2023 - 13:52
- - David HaMelech   Радужный портрет Елизаветы 1, понравился пост, на...   4.11.2023 - 0:46
- - Mggu   Вот такую картину хочу, просто и красиво как я люб...   4.11.2023 - 16:17
2 страниц V  < 1 2


Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 




> Статистика
Board Stats

Подарок форуму

10 евро

100 евро

10000 евро

1000000eur

  


Текстовая версия Сейчас: 16.06.2025 - 11:33