7. Чичен-ИцаВ 15 веке испанский первооткрыватель новых земель Христофор Колумб открыл новый континент, доселе неведомый. Немало чудес скрывалось в глубинах этой земли. И одним из этих чудес, без сомнения, стал покинутый город древних индейцев, когда-то населявших эти места. К моменту прибытия Колумба в конце 15 века этот город уже давно пустовал – последний человек покинул его еще за триста лет до появления испанцев. Это таинственное древнее место, скрывающее в себе множество загадок.
Название города – Чичен Ица – в переводе с языка местных племен означает «колодец племени Ица». Он расположен на мексиканском полуострове Юкатан, к востоку от столицы этого полуострова Мериды. Удивительным древним поселением немедленно заинтересовались археологи, и ими была проведена огромная работа по тщательному изучению этого места.
Храм Кастильо, символизирующий времена годаГород Чичен Ица в Мексике был основан в VII веке до н.э. индейцами майя, и в течение по меньшей мере трехсот лет он был важнейшим центром жизни местных народов. По меркам того времени это было огромное поселение – в нем проживало от 20 до 30 тысяч человек. Его жители возделывали кукурузные поля, выращивали ценные сорта деревьев и цитрусовые. Это был культурный, развитый народ, имевший письменность, и достигший немалых успехов в астрономии. По непонятной причине к X веку этот народ стал приходить в упадок, и по мере ослабления нации она становилась все более и более уязвимой перед захватчиками. В конце концов другой народ – тольтеки, пришедшие с севера – захватил Чичен Ицу, и установили там свои порядки. В результате строения в городе можно четко разделить на здания периода майя и тольтеков.
Тольтеки тоже были высокоразвитым народом. Как и майя, они строили величественные храмы, но принесли с собой новые обычаи и обряды, новые черты в искусстве и религии. Вновь ставший цветущим, город Чичен Ица на некоторое время вернул себе статус главного поселения Юкатана. Но сила других городов-государств неуклонно росла. Наконец, в начале XIII века три таких государства – Ицмаль, Ушмаль и Майяпан – ударили по Чичен-Ице совместными силами, и победили, разграбив поселение и приведя его в упадок. После этого город остался в руинах, и жизнь ушла из него. Об истории теперь известно немного – испанцы, пришедшие на континент, с усердием, достойным иного применения, уничтожали манускрипты и убивали жрецов – два главных источника хоть каких-то сведений о жизни и гибели Чичен-Ицы. Теперь остается только расшифровывать символы на камнях.
Здания Чичен-Ицы поразительны. Пирамидальные храмы, общественные здания, обсерватории, спортивные площадки, барельефы – все свидетельствовало о высоком уровне ушедшей индейской цивилизации. Крупнейший архитектурный памятник – «Храм Кукулькана». Он представляет из себя 9-ступенчатую пирамиду высотой 24 метра, с квадратным основанием и широкими лестницами на каждой из сторон, ориентированными на стороны света. Эта пирамида представляет собой мощный каменный и отнюдь не устаревший календарь. «Кукулькан» на языке майя означает «оперённый змей» (чаще встречается менее правильный перевод — «пернатый змей»). Высота пирамиды 25 метров, на ее верхней площадке расположен храм. В основании пирамиды лежит квадрат со стороной 55,5 м.
На сторонах пирамиды — 9 террас, по одной на каждую область царства мертвых. Так майя представляли себе загробный мир —то место, куда они отправлялись после смерти.
К вершине пирамиды ведут четыре широкие крутые лестницы, поделенные на 18 пролетов, каждый из которых соответствовал месяцу года, так как в календаре майя было 18 месяцев.
Каждая лестница состоит из 91 ступени. Если число ступеней лестницы умножить на число лестниц (4) и рассматривать платформу на вершине пирамиды, на которой стоит храм, как ещё одну ступеньку, то получаем 91 x 4 + 1 = 365 — количество дней в году.
Эти цифры — вовсе не случайное совпадение. Ученые сделали заключение, что майя положили в основу пирамиды принцип календаря. Да и сама пирамида, возможно, имела какое-то астрономическое значение.
Пирамида ориентирована строго по четырем сторонам света.
Изображение бога-змеи украшает северную лестницу пирамиды Кукулькан
Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям оканчивается змеиными головами, которые являются символом бога Кукулькана. Такое их расположение тоже не случайно.
Подъем по лестнице на верхнюю площадку пирамиды небезопасен. Лишь одна, западная лестница, реставрирована, и по ней можно подниматься, держась за протянутую вдоль железную цепь.
При взгляде снизу на лестницу не чувствуешь перспективы, кажется, что ширина ступеней внизу и наверху пирамиды одна и та же. Этот оптический обман, по-видимому, создан для усиления магического действия сооружения. В действительности лестница расширяется кверху таким образом, чтобы в точности компенсировать эффект перспективы.
Есть у пирамиды Кукулькана и еще одна интересная особенность. Она была обнаружена только в ХХ веке при реставрации этого сооружения. Дважды в году происходит явление, которое непосвященным может показаться чудом...В дни весеннего и осеннего равноденствия к пирамиде Кукулькан приходят тысячи зевак, чтобы увидеть, как по её ступеням сползает тень в виде змея: геометрия и ориентация пирамиды Кукулькана выдержаны с немыслимой точностью, что позволило древним строителям добиться потрясающего и таинственного результата...
Время отсчитывает последние секунды. И вот с точностью швейцарского хронометра на ступенях северной лестницы из треугольников света и тени складывается изображение гигантского Священного Змея, медленно скользящего к основанию пирамиды...
А происходит это так:
17 часов 15 минут. На баллюстрадах пирамиды начинается игра солнечного света. Появляется изображение, образованное тенью, которая отбрасывается северо-западным углом пирамиды. По мере того, как солнце опускается все ниже и ниже, картина становится более отчетливой.
17 часов 30 минут. Семь треугольников света полностью обрисовывают семь изгибов огромной извивающейся змеи. Ее хвост находится на верхней платформе пирамиды, а тело тянется вниз вдоль лестницы, где возле самой земли заканчивается внушительной скульптурой змеиной головы со свирепо разинутой пастью. Эта иллюзия длится ровно 3 часа 22 минуты.
Можно только предполагать, что это символизировало для майя. Возможно, тем, кто наблюдал это явление, казалось, что священный Пернатый змей Кукулькан как бы возвращается к жизни. Современные же паломники утверждают, что при виде необычного зрелища у них наступает духовное просветление.
Это почти волшебное явление древнего божества как сигнал наступления равноденствия показывает, что у древних майя существовала развитая геодезия и астрономия. Если бы пирамида была повернута хотя бы на один градус в сторону, удивительная игра света и тени никогда бы не проявилась!
Только цивилизация с высококвалифицированными топографами и астрономами могла добиться столь прецизионной точности, чтобы получить из игры света и тени уникальное изображение в точно заданном месте в точно заданный момент!
СВЯЩЕННАЯ ИГРА В МЯЧ
Игра в мяч по достоинству может считаться одним из любопытнейших и уникальных явлений в культуре майя.
Игра в мяч (на языке майя «пок та пок») у древних майя имела ритуальный характер, поэтому игровые площадки были неизменным элементом всех городов майя. В Чичен-Ице их было как минимум 12.
Но среди вполне обычных стадионов в этом городе был грандиозный Большой стадион, который, без сомнения, был сооружен, чтобы увековечить память о военных успехах правителей.
Панорама Большого стадиона в Чичен-Ице
Большой стадион не имел себе равных ни по размеру, ни по красоте сооружений, окружавших со всех сторон площадку для игры в мяч.
Это целый архитектурный комплекс, состоящий из окруженной стенами площадки и четырех храмов.
Стены украшены барельефами с изображениями моментов игры, игроков в своеобразных одеждах и событий, сопутствующих игре.
Поразительны размеры сооружения. Общая длина площадки для игры в мяч 147 метров, ширина 36 метров, кольца встроены на высоте 8(!) метров!
Сложно представить, как можно было играть на поле такого масштаба.
Саму площадку древние строители сориентировали почти строго с севера на юг. На высокой двухметровой панели возвышались массивные громады трибун — восточной и западной. Стены трибун поднимались вверх от панели еще на 6 метров. Прибавьте к ним высоту самих панелей, и получится, что зрители наблюдали за игрой с отвесной стены восьмиметровой высоты!
Это обеспечивало им безопасность. Литой каучуковый мяч, которым сражались игроки, летел с такой силой, что мог убить зазевавшегося или не очень расторопного игрока, а тем более зрителя, не тренированного для подобных забав.
С севера и с юга площадку ограничивали каменные стены. В центре каждой из них прямо друг против друга стояли два небольших великолепных храма. Но самым замечательным сооружением Большого стадиона Чичен-Ицы был храм Ягуара с пирамидальным основанием, построенный на восточной трибуне.
У его входа — две массивные колонны, выполненные в форме крылатых змеев с отпугивающе раскрытой громадной пастью. Храм раскрашен яркими, сочными красками, украшен каменными барельефами и скульптурами. Он господствовал над всеми остальными сооружениями стадиона. В храме находился каменный трон. Правитель Чичен-Ицы наблюдал отсюда за священной игрой.
Традиция игры в мяч у древних майя предполагала комплект снаряжения, который состоял из «хомута» (он закреплялся на поясе игрока), наколенников, защитной обмотки на руках и под «хомутом», а также каменной биты, по форме напоминающей гирю.
Тяжелый (до 2 кг) каучуковый мяч размером с человеческую голову принимался на «хомут» или отбивался битой. Дотрагиваться до мяча игроки могли лишь бедрами, локтями и коленями. Бросать мяч рукой или ударять ступней категорически запрещалось. Такая игра на практике превращалась в динамичный гладиаторский поединок, где ошибка могла стоить игроку жизни.
Из стены стадиона горизонтально выступает каменный обруч диаметром в полтора метра.
Много часов длилась игра. Попасть в кольцо было невероятно трудно, так как его диаметр был лишь на ничтожно малую величину больше диаметра мяча. Между тем каждый неудачный удар, заканчивавшийся столкновением с кольцом, засчитывался как штрафное очко (кольцо имело вид свернувшегося Пернатого змея или головы священного попугая гуакамайя, прикосновение к которым считалось великим кощунством). Побеждала команда, которой удавалось, наконец, забить мяч.
Соревнование носило ритуальный, магический характер, о чем, в частности, свидетельствует эпос майя «Пополь-Вух». Игра заканчивалась ритуалом жертвоприношения богу Солнца. Ритуал этот теснейшим образом был связан с культом плодородия — изображения сцен игры и обезглавливания всегда содержали элементы растительного орнамента.
После игры на высокой стене, служившей платформой Южного храма, жрецы зажигали каучуковые мячи. Густой дым, медленно поднимавшийся к небу, извещал о начале жестокого церемониала. Закон священной игры требовал смерти капитана проигравшей команды. И обезглавливал его… капитан отряда-победителя!
На территории города есть гигантский колодец, созданный природой. Этот знаменитый колодец — его и сейчас продолжают называть священным — поражает своими размерами. Почти круглый, словно его кто-то высверлил огромным коловоротом, он достигает с диаметре шестидесяти метров!
Трудно сказать, как глубоко уходят его крутые, почти отвесно падающие вниз стены, однако хорошо известно расстояние от естественной кромки колодца до мутной глади поверхности его воды — двадцать метров!
Колодец Смерти занимал важное место в жестокой религии древних. В его сине-зеленые воды жрецы майя сбрасывали жертв, чтобы умилостивить богов.
Древние строители Чичен-Ица точно выверяли расположение каждого строения в городе, достигая особого акустического эффекта, при котором усиливались даже самые тихие звуки. Экскурсоводы, стоя у пирамиды Кукулькан, с удовольствием демонстрируют изумленным туристам, как звук хлопка в ладоши вызывает многократно усиленное эхо на вершине пирамиды.
Акустический эффект Большого стадиона не поддается объяснению.
Удивительные акустические свойства имела и площадка для игры в мяч. Два человека, один из которых находился в Северном храме, а другой — в Южном, могли совершенно спокойно беседовать друг с другом, ничуть не напрягая голоса, хотя их разделяло расстояние в полторы сотни метров! Более того, никто другой (если только он не стоял рядом с беседующими) не мог услышать их разговор.
В это верится с трудом, но такая «система для переговоров» существует на площадке по сей день, и все желающие могут на себе испытать действие этого непостижимого для разума чуда. Как знать, предусмотрен ли был строителями заранее акустический эффект или, случайно его обнаружив, они довели до совершенства этот «каменный телефон»?
Еще одна пирамида носит название «Храм воинов», и она имеет настенные росписи, так же как и «Храм ягуаров».
Интересна и обсерватория для наблюдения за небесными светилами, названная испанцами «Караколь».
Развалины обсерватории
Судя по всему, майя и тольтеки были довольно жестокими – многие их храмы использовались для человеческих жертвоприношений, и обыденностью были кровопролитные войны между племенами. Как бы то ни было, прекрасные здания, масштабные колоннады, статуи божеств, богатые рельефы и орнаменты, произведения мелкой пластики говорят о том, что это был народ, любивший искусство и очень высокоразвитый.
В 2007 году Чичен-Ица в Мексике признана одним из новых Чудес Света, а еще ранее ЮНЕСКО включила его в список объектов мирового культурного наследия. Сейчас древний город привлекает многотысячные толпы туристов со всего мира, являясь вторым по популярности после Теотиуакана местом раскопок в Мексике.