На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали - «финифть» - происходит от греческого «фингитис», что переводится как «светлый, блестящий камень». Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей.
В Ростове искусство огненного письма известно с 17 века. Соперничать с ростовскими мастерами могут только эмальеры из Лиможа. Лиможские эмали известны уже более 800 лет. Но и они очень высоко ценят ростовских мастеров, особенно их живописные миниатюры.
ЦАРСКАЯ ФИНИФТЬ В истории культуры Ростова Великого есть три «чуда», известных не только в России, но и в мире: ростовский кремль, ростовские звоны и ростовская финифть. Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме.
В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин «писал шапки», т. е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры - головного убора священника во время церковной службы. Такие дробницы с изображениями Спасителя, святых или сцен из Евангелия поясняли содержание священного предмета. Несколько позже, в последней четверти XVIII в., создавались дробницы для украшения митр, происходящих из Успенского собора и других храмов Ростова. Их краски, казалось бы, вобрали в себя торжественность и пышность интерьера русского православного храма эпохи барокко. Своей цветовой насыщенностью и блеском они не уступают окружающим их жемчугу и бирюзе, парче и бархату, золоту и серебру.
Палитру мастеров составляла яркая, звучная, просветленная гамма из нескольких оттенков зеленого, желтого цветов и пурпура. Барочная праздничность красок соответствовала традиционным народным представлениям о цветовых соотношениях и надолго закрепилась в ростовской финифти.
На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы. Ростовские эмали первой половины XIX в. удивительно легкие и воздушные. Большое внимание уделялось светотеневой моделировке ликов. Пунктирная проработка объема с тончайшими тональными переходами, поглощающими границы форм, подчеркивалась контрастными сопоставлениями цвета одежд.
Постепенно произошел отказ от ориентации на академическую живопись того времени в пользу традиционного православного образа. Для многих миниатюр середины и второй половины XIX века были уже не характерны сложные композиции. В ликах святых появились простонародные черты. Их одежды напоминали крестьянский костюм. Расширился круг сюжетов. В производство, наряду с купцами и священнослужителями, пришли крестьяне и ремесленники. В ростовскую финифть они привнесли свое мировоззрение, свои понятия о красоте и иконе.
Представленное этими мастерами направление можно назвать народным промыслом. В 1880-х гг. в Ростове в финифтяном производстве были заняты 166 человек. Ростов снабжал образками почти все монастыри России. Работая на скупщика, мастер в день расписывал от 500 до 800 пластинок. Зарабатывая 60 копеек. Из них десять уходило на эмаль и уголь для обжига, а еще две — на краски. Чистый дневной заработок составлял 48 копеек. В творчестве финифтяных мастеров начала ХХ в. по-прежнему значительное место занимает иконописная миниатюра, но иконы часто выполняются иначе, чем прежде, в них чувствуются как влияния символико-реалистической живописи, так и модерна.
Явление Богоматери
преподобному Сергию Радонежскому
Вторая половина XIX в.
Святители Иаков и Димитрий
Середина XIX в.
Первая половина XIX в
Работа А. Всесвятского
Конец XVIII - начало XIX вв.
Св. митрополит Алексий
Начало XIX в.
РЕВОЛЮЦИОННАЯ ФИНИФТЬПосле 1917 года искусство народных промыслов в целом и ростовской финифти в частности стало явлением советской культуры. Запрет привычной иконописной тематики побудил мастеров к поиску иного пути в решении задач декоративного порядка.
В становлении советского стиля в финифти важную роль сыграл автор эскизов к агитационному фарфору известный художник С.В. Чехонин (1878 – 1936), по рисункам которого выполнялись изделия того периода. Рядом с изящными цветочными композициями, украшавшими броши, значки, шкатулки, пудреницы, рамки для фотографий и другие предметы, в орнаменте ростовской финифти появляются серп и молот, пятиконечная звезда, картуши, ленты, колосья и лозунги первых послеоктябрьских лет
В 1925 году мастерами создаются произведения, посвященные памяти В.И. Ленина. К таким работам относится значок в форме щита. Написанный в коричневых тонах портрет Ленина размером всего 1,5 х 1,0 см (овал) отличает исключительная тонкость рисунка и блестящая техника миниатюрного письма. Колосья ржи в сочетании с элементами советской эмблематики — золотой звездой, серпом и молотом, лозунгом на черной ленте: «Твои заветы будут вечны» — дополняют композицию изображения.
В 1930-е годы в стремительно и динамично развивающемся промысле, стилевые изменения которого можно проследить по десятилетиям, укрепилось два основных направления: полихромная цветочная роспись на разнообразных ювелирных изделиях и предметах домашнего обихода и сюжетная миниатюрная живопись — портреты, пейзажные композиции, копии с картин известных художников.
Совсем иными живописными качествами отличались выставочные произведения, имевшие большой успех благодаря мастерству исполнения и своеобразию финифтяного колорита. Не удивительно, что артель «Возрождение» принимала участие в международных выставках: в 1937 году — в Париже, где искусство ростовской финифти представляли портретные эмали А.А. Назарова, Д.И. Евдокимова и Н.А. Карасева, в 1939 году — в Нью-Йорке.
Во второй половине 30-х годов главными темами становятся «образы великих вождей коммунизма — Ленина и Сталина, героические события эпохи гражданской войны, необычайное своим богатством социалистическое строительство, стахановское движение, челюскинская и папанинская эпопеи, перелет через Северный полюс, события на озере Хасан и многое другое».
Та часть произведений, что не попала в музейные коллекции, сохранилась в очень малом количестве. Об этом свидетельствует отсутствие в антикварных магазинах живописи на эмали этого периода.
Сегодня каждая эталонная финифтяная работа 1920 – 30-х годов имеет музейное и коллекционное значение и представляет огромный интерес, особенно учитывая крайнюю редкость таковых.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФИНИФТИ Филигранное оформление придает изделиям из финифти особую красоту. Филигрань (скань) - это сочетание двух элементов, из которых создается оправа – это тонкая образующая кружево из металла скрученная проволока и мельчайшие шарики (зернь).
Материалом для изготовления скани служат чистые металлы и их сплавы: золото, серебро, медь. Внедрение современного оборудования для изготовления скани значительно облегчает труд квалифицированных мастеров – филигранщиков.
Оправа для финифти паяется серебряным припоем. Гальваническое покрытие оправы драгоценными металлами – золотом, серебром с последующим цветным оксидированием. Сочетание опыта эмальеров прошлого с современными технологиями нанесения эмалей и применение оригинальных печей для обжига позволяет создать блестящую, играющую огненными бликами эмальерную пластинку. На подготовленную таким образом пластинку наносится рисунок и начинается живопись.
Первый слой красок кладется самыми широкими кистями и называется «малевкой». Затем следует обжиг в муфельной печи при температуре до 800 градусов. Эмаль при этом снова расплавляется, а термостойкие краски, накрепко соединяются с эмалью, как бы «утопают» в ней. Потом вторая прописка - и снова обжиг. И так несколько раз.
Оправа для финифти паяется серебряным припоем. Гальваническое покрытие оправы драгоценными металлами – золотом, серебром с последующим цветным оксидированием. Сочетание опыта эмальеров прошлого с современными технологиями нанесения эмалей и применение оригинальных печей для обжига позволяет создать блестящую, играющую огненными бликами эмальерную пластинку. На подготовленную таким образом пластинку наносится рисунок и начинается живопись. Первый слой красок кладется самыми широкими кистями и называется «малевкой». Затем следует обжиг в муфельной печи при температуре до 800 градусов. Эмаль при этом снова расплавляется, а термостойкие краски, накрепко соединяются с эмалью, как бы «утопают» в ней. Потом вторая прописка - и снова обжиг. И так несколько раз.
В муфельной печи многие краски меняют свой цвет и художник должен предугадать, почувствовать какими они будут после обжига.
Так рождается образец ручной росписи, несколько раз побывав под лупой и в жаре муфеля гармонично связанный с предметом, который он украшает, будь то оклад Библии или изящная шкатулка.